К нам возвращается легендарный рок-баянист Федор Чистяков, и не просто так, а с новым альбомом. Уже сейчас, в преддверии выхода диска, релиз которого намечен на февраль 2013, Звуки пообщались с музыкантом, и тот рассказал нам об F4Band, Ноле, группах-вдохновителях и, конечно, о том, что мы услышим на новом альбоме.
Федор Чистяков: Чтобы рассказать об F4Band, я вначале хочу рассказать о своей любимой группе. Правда, слово “любимая” не очень подходит. Есть группы, которые определённо лучше и интереснее по многим параметрам. И это, скорее, группа, которая очень мне помогла и у кого я много чему научился. И даже слово “группа” здесь не очень подходит. Это скорее “проект”.
Речь идёт о Manfred Mann’s Earth Band.
Единственный постоянный участник этого проекта – это сам Manfred. Все остальные участники этого проекта то приходили, то уходили, то потом возвращались. Но проект всегда оставался. И это был всё тот же Band. Хотя, конечно, разный, потому что каждый из участников вносил что-то своё.
Теперь о самом Манфреде. Кто он?
Часто лидером группы является человек, сам пишущий и исполняющий материал. Поэт. Композитор. Но, хотя Манфред и написал кое-какие вещи, они далеко не самые важные, и вообще их не так много.
Порой бывает, что лидером группы является выдающийся инструменталист. Как, например, Ричи Блэкмор (Ritchie Blackmore). Он был так же автором или соавтором музыки, тогда как сам материал писался другими людьми. На протяжении нескольких лет это был Ронни Джеймс Дио (Ronnie James Dio). Оттуда он и стартовал в свой большой полёт. Манфред, конечно, хороший клавишник. Даже узнаваем по характерным звукам. Но всё же я бы не поставил его в ряд суперинструменталистов.
Кстати, нужно заметить, что главные хиты группы – это “каверы”. Конечно, это не просто каверы. Эти каверы сделали песням других авторов вторую жизнь. А я бы даже сказал и первую. Например два главных хита – “Spirits in the Night” и “Blinded by the Light”. Русский слушатель знает и любит эти песни исключительно благодаря Манфреду. Только гораздо позже я узнал, что песни, оказывается, написал Брюс Спрингстин (Bruce Springsteen). Я послушал их в исполнении Спрингстина, и они не произвели никакого впечатления. Ну, какой-то американский шансон. Для русского слушателя – эта “музыка”, а, правильнее сказать, песенное творчество, не имеет никакого значения.
И список великолепных обработок, сделанных Манфредом, можно продолжить. Боб Дилан (Bob Dylan) – ещё один яркий представитель американского шансона. Но его “яркость” сильно замутнена весьма невыразительным исполнением, и в результате, всё бы прошло мимо. Но Дилановская "Mighty Quinn" в исполнении Манфреда – это что-то. И кстати Манфред, по-моему, записал всего один сольный альбом, да и то это , что-то вроде саундтрека. А зачем ему писать сольные альбомы – если MMEB – это и есть его сольный проект, и он там человек номер один. И все заменимы там кроме него.
И если он не композитор, не поэт, ни идеолог, ни солист-вокалист, не икона и даже не суперинструменталист, то в чём же его талант? А он бесспорен. Ведь группа таки стала очень известной.
И вот недавно до меня дошло. Он – руководитель ансамбля. Вот это и есть основное его призвание. Как выдающийся дирижёр, он может выступать с разными оркестрами, но остаётся собой. Только без оркестра дирижёр бессмысленен. Дирижёру нужен оркестр.
Манфреду нужен бэнд. Бэнд – это инструмент, которым он играет, не на клавишах он играет, а на Бэнде.
И вот тут я подхожу к тому зачем я так долго всё это описываю. Сознательно или бессознательно, но после Ноля в F4Band – я пошёл по стопам Манфреда, и через какое-то время поймал себя на мысли, что делаю что-то похожее. Но похожее не по музыке, а по подходу.После Ноля, хотя я и по другим причинам отказался от исполнения “Нолёвского” репертуара, но в результате это принесло большую пользу мне как музыканту.
С "Нолёвским" репертуаром можно было бы и не играть. Нужно только иногда помахивать руками. Все главные хиты зал будет петь хором. И вырваться из этой колеи почти невозможно, потому что на фоне этих песен всё остальное будет выглядеть малоубедительно.
А вот сделать хороший кавер, на самом деле, не так просто. Песня “Старый клён” в результате доходила до ума больше 10 лет! И сейчас она превратилась в настоящий драйвовый рок-номер. И порой играли на концертах всё новое и заводили зал. Это было честно. Когда поёшь про “старый клён”, здесь только и остаётся, что честно играть. Иначе не вытянуть.
Если провести параллели с Манфредом:
Являюсь ли я поэтом? Возможно есть разные мнения на этот счёт, но могу сказать, что стихи писал эпизодически. В период Ноля писал “тексты”. Как поэзия и стихи всё это слабо. Многие песни не доработаны. Например, есть один два хороших куплета, а третий довесок. Часто просто не хватало терпения и умения чтобы досочинить какую-то складную рифму. Например, даже “Песню об Индейце” я не мог сам дописать, мне помогал другой автор. После Ноля я практически перестал писать.
Являюсь ли я композитором? Конечно, иногда я пишу музыку. Но не могу сказать, что я постоянно её сочиняю. Как меня назвал один продюсер – “компилятор”. Я умело складываю музыкальные коллажи. Хотя были моменты, например “Как Оно есть” на стихи А. Платонова – это тоже предмет моей гордости, как и “Старый клён”.Являюсь ли я супер-инструменталистом? Кого-то возможно это удивит, но я играю на баяне довольно слабо. Я ничего не умею играть, кроме того что я делаю в F4Band. Вся изюминка не в том как я играю, а что. Что бы хорошо играть нужно заниматься постоянно, оттачивать своё мастерство. Я этим не занимаюсь, мне скучно. Я даже не очень люблю играть на баяне.
Я больше не являюсь идеологом группы. Репертуар состоит из переработок детских стихов, кавер-версий, ну и небольшого количества новых песен.
Так что же в F4Band происходит?
Я, точно так же, руководитель ансамбля. Я играю не на баяне. Я играю в ансамбле на баяне. Это две большие разницы. Инструмент – это группа. И вот это то, что мне по-настоящему нравится.
Когда не так давно посетил концерт Манфреда, то выступление произвело на меня большое впечатление. Я вынес с концерта много полезного, что применил у себя. Не буду говорить, что. Неважно. Я не подражаю Манфреду, и вообще вряд ли это возможно. Но общая постановка шоу и подход к работе с репертуаром сильно воодушевили меня. У Манфреда не так много хитов, но он выжимает из них всё. И это класс исполнительского мастерства. Это выразительность музыкального языка, который выше языкового барьера, и хотя я в какой-то степени понимаю английский, но я даже и не озадачивался тем, чтобы слишком глубоко вникать в смысл. Это уже много говорило просто как музыка. И в этом смысле – это был для меня хороший пример. И это, на мой взгляд, то, чего не хватает на нашей сцене. Часто, если отбросить слова, то всё остальное ни о чём.
И вот если взять к примеру Роберта Планта (Robert Plant), то объективно – это гораздо более масштабно. Но вот чему можно поучиться у него? Он экстраординарный вокалист. Если у тебя нет таких же данных, ты можешь сколько угодно его слушать, но ты не запоёшь как он. К тому же, неповторимость его харизмы тоже ставит его в исключительный ряд.А вот люди, у которых нет таких ярко выраженных даров, - когда они чего-то достигают, то здесь точно много чему можно научиться.
И вот после того, как была пройдена эта школа в F4Band, как играть без хитов "Ноля", то к 2010 году, когда в репертуар были всё-таки включены старые песни, программа стала просто ураганной! Сейчас мы ещё лучше сыгрались, и даже старые песни приобрели новое звучание, я сделал каверы на себя самого.
И теперь на 10-летие F4Band я предлагаю по-новому взглянуть на то, что мы делаем. К счастью, многие уже оценили отметили достоинства и превосходства F4Band.
Акустика
Вообще, я не все песни могу исполнять в F4Band. F4Band – это музыкальное шоу. Это яркая и динамичная музыка. Главная идея – рок, рок-н-ролл, блюз, джаз-рок, на баяне. И всё должно быть с русским характером. Как пример - шикарная находка, барыня в "Подлёдном Лове". Исполнение без визга и восторга не обходится. Какие-то песни - более, что ли, задумчивого или лирического характера - плохо войдут в программу. И не будут восприниматься.
И вот именно для того, чтобы исполнять песни, я сейчас затеял ещё и акустический проект, где я в основном буду играть на гитаре. На самом деле, я и раньше играл на гитаре. Например, на альбоме Ноля "Полундра" я сам сыграл почти все гитарные партии. Просто это проект для песен. И новые песни будут изначально связаны этим новым проектом. Недавно мы дебютировали на фестивале "Кинофорум", и это было очень успешно.
Альбом
Я уже сказал, что главным образом я - не автор. И пишу от случая к случаю. Но за последние 7-8 лет набралось-таки кое-что. Я долго не решался как-то это записывать, потому что не хотелось, чтобы это сравнивали с Нолём или даже с F4Band. Я даже не могу сказать, что это будет похоже на какой-то из моих альбомов. Это будет что-то новое для меня, хотя в то же время это стандартная рок или поп-музыка, как угодно.
Создаю я этот материал в своей студии, используя всякие способы и приемы, которые освоил в последние годы. И если раньше я только сводил и монтировал сам, то теперь я сам делаю почти всё. И это в значительной степени удешевляет процесс, что в нынешней ситуации с распространением музыки совсем немаловажно. Впрочем , я надеюсь выдать достаточно качественный продукт. Соответствующий современным техническим достижениям. Конечно, в этом будут участвовать другие музыканты, но это не будет только F4Band, и это не будет акустический проект. Возможно, в этом альбоме будут участвовать ещё больше музыкантов. Пока трудно сказать точно, как всё будет. Этот альбом будет состоять только из новых песен. Возможно в него войдёт всё же один ремикс, и то, который будет предложено сделать на основе давнего мультитрека на конкурсной основе. Один, признанный лучшим, войдёт в альбом.
Все эти песни никогда не были написаны: они были в зарисовках, записанных в каких-то блокнотах, в заметках в сотовом телефоне. Сейчас всё это поднято наверх и активно дорабатывается. Думаю, в очередной раз одновременно не оправдать ожиданий и приятно удивить.
10 лет F4Band
16 ноября, Санкт-Петербург, РКК Аврора
17 ноября, Москва, Mezzo Forte