В минувшую пятницу в концертном зале "Аврора" состоялся юбилейный концерт группы F4Band, лидером которой является культовый персонаж уже не столько условного русского рока, а, скорее, современной российской музыкальной сцены.
И пусть это заявление звучит несколько громко, и является еще только авансом - новый материал Федор Чистяков выдаст в следующем феврале. По крайней мере, все предпосылки есть. Но постараемся по порядку.
Нынешнее выступление Федора Чистякова и его группы было посвящено десятилетию коллектива. Поэтому двухчасовой концерт представлял собой своеобразную каталогизацию того, что происходило в творчестве дяди Федора за это время – от медведей и ондатров до доктора, который съел порошок. Отсылка к прозвищу не случайна: с 2009 года он снова начал петь культовые "нолевские" песни и с успехом продолжает до сих пор. В свой активный репертуар Чистяков включил далеко не все хитовые композиции. "Иду, курю" и "Настоящего индейца" нет на сцене, а вот "Человек и кошка", "Улица Ленина" – есть, только звучат они иначе, да и в самих текстах стало больше интонационной иронии. Он исполнил "Улицу Ленина" без баяна, приняв чуть ли не рэперскую позу. Старые фанаты радовались и другим вещам той эпохи – "Доктору Хайдеру", "Коммунальным квартирам" и прочим.
Чистяков любит на выступлениях делать неожиданные вставки в песни и соотносить разные музыкальные ткани. В "Авроре" он разбил "Чудесный день" с альбома "Блюз кубинского негра" на две части, включив в нее ударно-задорную нолевскую "Как оно есть". А на одном из предыдущих концертов он скрестил два совершенно разных полюса - "Мама приходит с работы" и "Блуждающий биоробот". Вообще, Федор Валентинович был в прекрасном настроении, содействовал, так сказать, "зажиганию" зала и по случаю праздника раздавал со сцены подарки – диски и винил, чем спровоцировал невероятный ажиотаж и снесение ограждений.
На концерте Чистяков и его группа сделали акцент, очень мощный упор на музыке. Чувствовалась сыгранность, слаженность участников коллектива и невероятное желание передать невыразимую магию через звуки. Порою выступление походило на воистину джазовую импровизацию – границы некоторых вещей были стерты; песня перерастала в упоенное музицирование.
Зал не переживал какой-то оголтелый аншлаг. Впрочем, это ведь не страшно. Те, кто все-таки донес свое тело до искусства, компенсировали своей бурной реакцией тех, кто не пришел. Правильная практика. Одна дама считала по-другому, призывая всех активно двигаться и танцевать. Как и следовало ожидать, наибольший восторг вызвали песни рубежа 1980-1990 годов. Очевидность, но ее важно проговорить: в те индейские времена со сцены, по рассказам очевидцев, лилась просто невероятная энергия, но, мягко говоря, она имела нездоровый характер. Сейчас драйв настолько же ураганный, насколько можно себе представить и захотеть. А новое, с энергией – это прорыв. Время летит вперед.