Дядя Фёдор, кошка и девушки. Объявлен конкурс ремиксов на песни Фёдора Чистякова

В истории русского рока Фёдору Чистякову принадлежит особая глава: сперва, в 80-х и 90-х он был лидером легендарной питерской группы «Ноль». Затем, после её распада, записывал сольные альбомы, и объявив о завершении сольной карьеры в 2005 году, тем не менее возобновил её опять в 2009-ом, выступив с большим успехом со своей новой группой «Чистяков-Бэнд». Интересно, что эти выступления, где старые песни исполнялись вместе с новой программой, стали откровением для многих, кто представлял себе Чистякова только по радиохитам «нулевых» времён. Оказалось, что не только ностальгия по постперестроечным временам и народным шлягерам тех лет привела людей на концерты, но и что «Дядя Фёдор» - как некогда прозвали Чистякова - со своим знаменитым баяном сказал людям далеко не всё.

Сейчас Фёдор работает над новым альбомом, который выйдет в новом 2013 году и в котором уже не будет ни песен-сиквелов, ни исполнений старых песен - только новый материал.

В связи с выходом нового альбома, сайт Kroogi проводит уникальную акцию, с энтузиазмом поддержанную Фёдором Чистяковым - конкурс ремиксов на две знаменитых песни: мегахит «Человек и кошка» и песню «Девушки со станции "Дно"».

Идея ремикса «Человека и кошки» родилась после одного исполнения песни на концерте, когда зал пропел всю песню от начала и до конца, и Фёдор назвал этот эпизод «народным караоке». По итогам этого конкурса Kroogi планируют выпустить макси-сингл с несколькими версиями. Что касается «Девушек со станции "Дно"», то ремикс этой песни, ремикс, признанный лучшим, будет включен в новый альбом Фёдора Чистякова, над которым он работает сейчас.

Традиционно считается, что работа над ремиксом это та редкая ситуация, в которой выигрывают все. Творческая обработка известного хита неизменно привлекает внимание публики, при этом песня обретает новую жизнь, а новые исполнители - возможность расширить свою аудиторию и получить права на публикацию песни на собственных альбомах. Кроме того, это реальный способ поддержать новый альбом своего любимого исполнителя, и в конце концов это то, что американцы называют «great fun»!

Подробно об условиях обоих конкурсов:

Музыкальный конкурс: "Человек и Кошка Remixed"

Музыкальный конкурс: "Экспресс со станции "Дно" отправляется не позже 10 января!"

C целью подстегнуть творческий пыл конкурсантов, мы попросили Фёдора Чистякова рассказать об истории этих песен и поделиться планами, связанными с выходом нового альбома.

-История, связанная с тем, как была написана «Человек и кошка», не менее драматична, чем то, о чём поётся в песне. Некогда вы рассказывали, что написали её после того, как у кого-то в гостях наступили на блюдце с молоком для кошки... Расскажите, что стоит за текстом этой песни.

- Дело было так. Однажды мы вместе с гитаристом группы «Ноль» Георгием Стариковым поехали по объявлению смотреть ему гитару. Квартира оказалась со входом прямо из арки, даже без подъезда. То есть одной ногой стоя на улице, другой я уже ступил в апартаменты хозяина квартиры, а именно в прихожую, размером примерно четыре квадратных местра... Там стояло это блюдце с молоком для кошки, в которое я от неожиданности и привычки широко шагать и наступил.

Справа от прихожей была комната, всё пространство которой занимала тахта. А слева маленькая кухня. Я ничего не знаю о хозяине квартиры, что он за человек. И даже не помню, купили мы эту гитару или нет, но впечатление от этого жилища осталось неизгладимое.

Вот так появился образ человека и кошки.

- А откуда появились девушки со станции "Дно"? В песне есть, например, такие слова: "остались дома коровы и быки, коты, собаки, куры, петухи"... У меня есть подозрение, что где-то вы однажды действительно увидели этих девушек и вообразили себе их жизнь.

- Песню «Девушки со станции “Дно» написал не я, а солист и композитор группы «Дети» Пётр Струков. Группа «Дети» одно время прогремела на всю страну с хитами «Всё я сказал» и «Три Аккорда».

С Петром мы много сотрудничали. Например он помогал мне дописывать текст песни «про Индейца», третий куплет был написан практически им. Он также выступил в роли продюсера и аранжировщика альбома «Ондатр». Ещё мы вместе записывали «Бармалей Инкорпорейтедъ» на его студии.

Мне всегда нравилось творчество группы «Дети» и между нами было много общего.

В конце 80-х начале 90-х российские группы часто приглашали за границу. Мы неоднократно с группой «Ноль» бывали в Париже. Тогда был повышенный интерес ко всему русскому. Группа «Дети» тоже примерно в это же время была в Париже.

Я не уверен точно, но мне кажется Пётр написал эту песню под впечатлением от поездки в Париж. Я в то время написал в Париже песню «Улица Ленина». Дело в том, что мы точно себя там чувствовали «девушками со станции “Дно”».

Реальная станция “Дно” действительно существует где-то к югу от Питера. Но песня не про неё. Каждый из нас в каком то смысле, в какой-то момент может быть неопытной и наивной «Девушкой со станции “Дно” , которой показывают фильм «от которого не сразу уснёшь».

В этом мире много иллюзий и обольщений. А в конце концов мы возвращаемся к нашим «баранам», а вернее «коровам и быкам».

У Петра уже были уже наброски материала для второго альбома, но в результате ничего не случилось. Он был не против, что бы я дописал, и исполнил эту песню.

- О новом альбоме уже известно, что в него войдёт песня «Искусство», записанная в апреле 2012 года и вышедшая в виде сингла вместе с песней «Ихтиандр». Что ещё будет в альбоме?

- Альбом будет состоять из девяти новых песен, то есть «Исскуство» и ещё восемь. «Ихтиандр» – это старая песня и она в альбом не войдёт. Некогда мы собрались в акустическом гитарном составе и сыграли несколько песен из альбома «Песня для друга, который любит Рок», который был записан в 1999 году. Тогда это записано было в совершенно дремучих условиях, на уровне «демо», а когда заиграли сейчас, я подумал: «Как здорово теперь это звучит!».

Мы обязательно сыграем эти песни на презентации альбома и «Ихтиандр» тоже, но в новый альбом войдут только новые песни, за исключением ремикса на «Девушки со станции “Дно”, который победит в конкурсе на «Кругах». Эти восемь песен, абсолютно новые. Они ещё нигде не исполнялись и не записывались. Они существовали как черновикии и рождались в процессе записи.

- В каком стиле будут новые песни? Кстати, прошёл слух, что вы планируете ещё один сиквел «Человека и кошки»...

- Первый трек называется «Видеомонтаж». Это рок-боевик с эффектным соло, драйвовым припевом, эффектными переходами и в хорошем темпе. Ещё есть эпическая сага «В Багдаде всё спокойно» с элементами этнофолка, классики и строго доброго рок-н-ролла. Ну и ещё, для разнообразия, блюзовый номер «Северный блюз».

Не знаю откуда появился такой слух про ещё одну версию «Человека и Кошки». Альбом «UPDATED2012» удовлетворил все мои запросы по римейкам ,каверам и версиям.

Впереди ещё одна, а вернее несколько, может быть даже много версий «Человека и кошки» которые исполнят и смикшируют участники конкурса, но в альбоме этой песни не будет.

- Люди знают «Ноль», как правило, по нескольким радиохитам, но у группы всегда был явный интерес к арт-року. Собираетесь ли вы к этому вернуться?

- На самом деле к этому уже вернулись. В концертной программе «F4Band» поднято много таких произведений из той поры. У группы «Ноль» было много интересных «арт-роковых» произведений. Некоторые композиции "Ноля" мы бережно старались передать один в один, сохранив всю аранжировку, так было, например, с композицией "Как Оно Есть" с альбома "Сказки" 1988 года". А в некоторых случаях были сделаны оригинальные версии.

- Вы наверняка имеете представление о том, какие люди приходят к вам на концерты сегодня... Есть ли у вас впечатление, что ваша аудитория обновилась?

- Отчасти да. Я был даже удивлён некоторыми высказываниями о том, что новые песни и композиции нравятся больше чем старые. Некоторые люди попадают на концерт случайно. Раньше не знали почти ничего о группе «Ноль», и никогда не были её поклонниками. Они воспринимают существующий проект как есть, и им нравится. Некоторые делятся своими положительными впечатлениями в блогах. Но в каждом городе где побывал «F4Band» мы сыграли как минимум один «ностальгический концерт». Я одевался в тельняшку как в 80-е. Но постепенно я хочу двигаться дальше.

- Рабочее название нового альбома – «Выше Ноля». Расскажите, какой в это вложен смысл - превзойти достигнутое?

- Превзойти «Ноль»? Пожалуй, это невозможно. Это явление уникально.

Здесь другой смысл. У меня была песня. Хотя она была записана только на «Полундре», на самом деле, она была одной из первых.

Там были такие слова: “мы все завёрнуты на 90 градусов ниже ноля”. Трудно сказать, какой смысл в это я вкладывал. Наверное, интуитивно про некоторую отмороженность (ниже ноля).

Сейчас я думаю настало время быть выше. Кроме того сейчас я часто слышу: “Нет, это уже не Ноль”, или “Ну почему не Ноль”, и так далее... Так или иначе сравнение с самим собой.

Как бы там ни было, я не могу быть таким же просто в принципе. Для меня герой «Ноля» прошёл весь цикл. Он родился, жил, и умер. И эта тема для меня проработана и закрыта. Но это бессмысленно объяснять.. Люди любят «Ноль» и хотят «Ноль», и я это понимаю. Но для нового творчества это влияние губительно.

Я не хотел записывать альбом с новым материалом сразу после выхода на сцену в 2009 году. Неожиданное исполнение старых песен произвело некоторую реакцию и волну. Но если бы я выпустил альбом тогда, то что бы я услышал в ответ? «Но это же совсем не Ноль! Это же совсем не то!».

И как-то хотелось оторваться от всего этого.. Наконец я собрался с духом и решил оторваться от «Ноля». Я подумал: «Какая разница как это воспримут. Если я буду слишком много об этом переживать, я встану в тупик. Я больше не хочу думать о том кому понравятся эти песни, а кому нет. Кому-нибудь понравятся.» Поэтому «Выше Ноля» означает не «превзойти», а «оторваться от».

- Смотрели ли вы фильм «Стиляги», где звучит ваша песня «Человек и кошка»? Вы как-то упоминали, что кино не смотрите после того, как сами стали снимать...

- На самом деле я говорил похожее, да не совсем то. Просто я стал меньше ощущать желание и потребность что-то смотреть, да и слушать, впрочем. Конечно, когда смотришь в монитор по много часов, то после этого смотреть ещё в телевизор просто нет сил. Когда голова забита своей музыкой, то чужая не лезет. Фильм «Стиляги» я посмотрел первые минут десять, а дальше почему-то не пошло.

Я выборочно просмотрел музыкальные клипы из этого фильма. Очень сильно и красиво сделано. И исполнение «Человека и кошки» Гармашем очень достойное.

- Персонально мне очень нравятся песни, написанные после 2000-го года. На вашем сайте написано, что вы же делали mixing & mastering, например, всего альбома «UPDATED2012». Почему вы решили сами заняться сведением?

- Работа над альбомом UPDATED в общей сложности продолжалась в течение 13 месяцев. Сначала был записан материал на студии «Гороховая 19» в Санкт Петербурге. Толчком к этой записи послужило предложение выпустить виниловую пластинку. Решили – по-быстренькому записать сборник из накатанных уже на концертах вещей в только что запустившейся комфортной студии. Записано всё было где-то дней за десять. Не могу до конца это себе объяснить, но я даже не приходил на сведение, которое проходило там же ещё в течении дней десяти.

Наверное я понимал, что из этого выйдет «демо». Результат был выпущен на виниле под названием “Дежавю”. Диск был неплохо оформлен, и оказался довольно симпатичным. Но у меня оставалось чувство неудовлетворённости от самой записи, и было жалко тем, которые были в который раз уже записаны, и совершенно не понятно зачем. Ничего нового эта пластинка не сказала.

Какое то время я думал – делать или не делать, а вернее переделывать или скорее доделывать. К началу 2011 года я всё-таки взялся за переработку всего записанного материала самостоятельно. Были идеи, был запал, и к тому же фирма «Союз» предложила поддержать издание CD. Я не могу сказать про звучание «Дежавю», что это было плохо, но это было как-то слишком обычно. Звук группы никаким образом не впечатлял. Да и сами аранжировки, были тоже довольно дежурны. Для концерта это нормально, но для студии…

Работа над сведением и переработкой материала заняла время с января по июль. В августе произошли финальные доработки. Я работал над каждой вещью, стараясь выжать из неё всё что только было можно. Особенно эти старания воплотились в «техно-сюите» «Время Вперёд» по Георгию Свиридову. Так же «Настоящий Ондатр» стал «настоящим». «Старый Клён» – этой версией я особенно доволен.

Там произошёл неожиданный поворот, когда я ввёл туда треки гитариста Parfenon Huxley. Ничего о нём не знаю, кроме того что он приезжал в Питер с последним туром ELO и что компания Sony Сreative Media Software выпустила сборник его тейков под названием «Six String Orchestra», который я и использовал. После этого вещь приобрела ударное звучание, даже стиль вокала пришлось поменять!

На сайте «Кругах» я выложил «Дежавю» внутри папки «UPDATED2012». Я не могу это рассматривать как самостоятельный альбом, но если кому-то интересно посмотреть на эти метаморфозы, то можно сравнить «до» и «после».

Ну , а мастеринг… Я конечно бы, лучше отдал другим, но бюджет уже был на исходе. Вернее, он давно вышел за все разумные границы. А в мае 2011 года фирма «Союз» , которая предлагала выпуск альбома на CD и покрытие части расходов, уведомила меня о том, что они закрывают значительную часть магазинов и в связи с кризисом носителя не смогут выпустить альбом. Из экономических соображений, я сделал мастеринг сам программными средствами, а не аппаратными, как должно бы было. Но, кажется, получилось не так плохо.

- Сейчас вы отказываетесь исполнять некоторые свои прежние песни, например, «Иду, Курю». Если это правда, то не думаете ли вы о «сиквелах» этих песен тоже?

- Если говорить о песнях, которые я отказываюсь исполнять, то их только две. Иногда из-за этого возникают проблемы. Например, некоторые промоутеры не хотят работать со мной без этих двух песен. Что касается остальных песен, то меня никто не принуждает к их исполнению, поэтому мне не приходится отказываться. Просто не все песни мне нравятся, и подходят мне сейчас. На самом деле многое исполняется, концертная программа «F4Band», как правило, состоит на половину из репертуара «Ноль», а на половину из нового. Кому-то, возможно, это всё кажется «новым». А то «новое», которое условно новым названо, тоже уже десяток лет отжило. Песни-сиквелы? Пока у меня пропал интерес к написанию песен– сиквелов. А что будет дальше, мы посмотрим.

- Некогда вы вели блог в Интернете, который теперь закрыт. С чем это связано?

- Современные интернет технологии представляют для пытливого ума много возможностей. Но, увы, приходится выбирать между интересным и очень интересным, нужным и очень нужным. Я устал от блога и понял что он мне не нужен больше в такой мере, и я не готов больше тратить силы и время на то что бы его вести. Целесообразнее всё-таки делать музыку. Но мой профиль на «Кругах» содержит кроме всего прочего и блог. Вот там я и буду время от времени что-то писать.


Беседовал Дмитрий Попов (Kroogi).

опубликовано на сайте kroogi.com

http://kroogi.kroogi.com/en/content/2639170-Dyadya-Fyodor-koshka-i-devushki-Obyavlen-ko.html
30.11.2012