Пятница 22 февраля была, пожалуй, даже чересчур богата на музыкальные события. В этот день выступали Дельфин, Манагер, Мара, о которой мы не так давно писали, многие другие герои живой музыкальной сцены, но нашу бригаду занесло на несколько непривычный концерт. Мы побывали на возвращении Фёдора Чистякова: он презентовал новый альбом "Правило игры" в московском клубе Mezzo Forte.
Обычно публика на концертах бывает цветастой, можно легко выделить несколько типов зрителей. В Mezzo Forte, однако, все пришли за одним и тем же. Всем хотелось снова увидеть Дядю Фёдора, его ярость, наивную прямоту и очарование. Но удивительно то, что самому Чистякову, кажется, хотелось того же. Долгая и запутанная история, связанная с распадом группы Ноль и трагическими событиями в жизни её вокалиста, обсасывалась журналистами уже не раз. И вылилось всё это в достаточно большое интервью, которое не так давно было опубликовано на всеобщее обозрение. Да-да, все его уже прочитали. Так вот. Самая жёсткая мысль, высказанная там, заключалась в том, что Дядя Фёдор умер. Рано и трагично, как и большинство его рок-сверстников. Цой, Науменко, Башлачёв, чуть позже – Непомнящий. Все уходили, чтобы остаться навсегда молодыми, навсегда такими же безукоризненно честными и фатально прямолинейными. А Чистяков остался. Остался, чтобы стать вечным символом того, как максималистичная по своей сути творческая личность может метаться, пытаясь отказаться от того своего Я, которое всего добилось, и это его погубило.
Увы, взрослая музыка Чистякова не обладает тем драйвом и притягательностью, которые, несмотря ни на что, были у группы Ноль. Это было понятно с самого начала, уже в тот момент, когда сложился ансамбль, делающий каверы на советские песенки, многих пробила наглая мысль: ну вот и всё. Ноль сошёл на ноль. Сложно представить, сколько душевных сил потребовалось Фёдору, чтобы вернуться с новым творчеством. И крики из зала «давай говнорок!» являются лишь подтверждением этого тезиса. От Чистякова ждали камбека, а получили нечто совершенно новое, удивительное, но всё-таки не такое. Правило игры – пластинка спорная. Песни с неё оставляют после себя ощущение того, что автор мучительно ищет ответы на самые простые (и потому неразрешимые) вопросы: что такое искусство, зачем оно человеку, и кто на самом деле его творит? Человек, или его руками нечто большее? И приходит к парадоксальному ответу. Если творчество само по себе руководит человеком, значит, Ноль был тем, чем должен был стать. И слушателям, по большей части, плевать, с какими наркотиками и какой грязью ассоциируются эти песни у обывателей. Это ток, пронизывающий тело, заставляющий даже взрослых дядек в дорогих костюмах плясать в зале, не замечая, что им это уже не по возрасту.
Поэтому, центральным элементом шоу стали старые песни. И ничего с этим не поделать. Благосклонно воспринимаемые залом композиции с новой пластинки многим явно казались беззубым чудачеством мастера. И о них сразу забывали, как только в воздухе повисали первые ноты «Ехали по улицам трамваи» или «Улицы Ленина». Кстати, последнюю композицию Фёдор Чистяков актуализировал, подогнал под реалии нашего времени, которое многим похоже на прошлое. «Слава богу, хоть не на улице Сталина», надрывается Фёдор, и всем становится понятно: он ещё здесь, с нами, просто выходит не часто. Ну и славно, ну и хорошо.
И всё-таки, Правило игры послушать надо. Просто не заморачивайтесь на том, что это тот самый Чистяков, Экс-Ноль, как было написано в одном пресс-релизе. Это совершенно иная музыка, тоже честная, просто лишённая молодецкого драйва. Это слова взрослого умного человека, на которых можно учиться, с которыми можно спорить, но которые надо хотя бы послушать и… услышать.
Пупышева Мария, Пайкес Антон
Опубликовано на сайте genefis-gbr.ru
http://genefis-gbr.ru/fedor-chistyakov-prezentoval-pravilo-igri/