Дайджест новой русской музыки: март
20 записей месяца: Захар Прилепин и «Элефанк», Дмитрий Ревякин, Федор Чистяков, «Почему коммутатор молчит» и другие


1. Захар Прилепин и «Элефанк» - «Чисто по-пацански»

«Эх, запрещенное давай!» — хочется обратиться к писателю Захару Прилепину словами Евгения Гудзя. Тот все равно не послушается: «Чисто по-пацански» — провокационно радостная музыкальная открытка, в которой даже призыв «расстрелять местное ЧК» воспринимается как троллинг. В этой бодрой, тестостеронной музыке Прилепин явно нашел себя: он похож на занятого нормальным делом и довольного жизнью человека и тогда, когда срывает горло в дуэте с Михаилом Борзыкиным, и когда изображает гопника под пружинистый фанк в духе Fun Lovin' Criminals — и даже когда валяет дурака в амплуа молодого Леонида Агутина.

Зачем слушать. «Чисто по-пацански» — всего лишь разогрев перед революцией. По следам EP в ближайшее время выйдет лонгплей «Переворот» — и вот там, видимо, запрещенного будет навалом.

2. Дмитрий Ревякин - «Grandi Canzoni, Opus 1»

На новый альбом лидер «Калинова моста» Дмитрий Ревякин собирает деньги по копеечке, по краудфандинговой модели. Копеечка к нужной дате собрана почти полностью — сольного Ревякина поклонники любят едва ли не больше, чем в составе «Калинова моста». Может, потому, что в одиночку он решается на вещи более смелые и спорные, чем в тысячный раз рыдать над благодатной отчизной. На «Великих песнях» есть колкие фанковые ритмы, грозное завывание синтезаторов и даже легкая нецензурная брань. Есть тут, правда, и разухабистый баян, и казачьи песни, и слово «сукровь» — так что баланс между нашим и вашим опять соблюден.

Зачем слушать. В пару к диску Прилепина — посмотреть на Россию под другим флагом.

3. «Почему коммутатор молчит» - «Дерева на дередиво»

Непонятно, почему группа музыканта Азата Марабяна из Борисоглебска до сих пор не стала предметом большого культа: этот потусторонний декаданс-поп с обилием реверба идеально подходит для распространения на кассетах и тайных вечеринок с туманом на сцене. «ПКМ» похож одновременно на «Петлю Нестерова», ранних Radiohead и «Кассиопею» — тут много красивых мелодий и сюрреалистичной романтики, от которой у барышень сладко щемит сердце.

Зачем слушать. Из-за выдающихся сонграйтерских талантов Марабяна.

4. Федор Чистяков - «Правило игры»

«Ноль», баян, песни про волшебный порошок — Чистяков в горбачевско-ельцинской России был персонажем диковатым, но симпатичным, как не в меру пьющий, но всегда здоровающийся сосед. Чистяков сольный, трезвый и почти без баяна внезапно стал соседом, с которым хочется не здороваться, а вести беседы: к разгильдяй-року он припутывает хитроумный фанк и освежающее сеновальное кантри, а к фамильярным куплетам — путаные, но убедительные попытки докопаться до смысла жизни.

Зачем слушать. Если вы хотите залезть в голову к человеку едва ли не самой непростой судьбы в отечественной рок-музыке.

5. «Жестяные черепахи» - «Точка невозвращения»

Пражский резидент Андрей Агеев в одиночку записывает неопрятный гаражный рок, проходящий по касательной от «Гражданской обороны» к The Who и Jefferson Airplane. Выходит очень здорово — то ли из-за на редкость хороших текстов на родном языке, то ли из-за того, что все сильно истосковались по простой гитарной музыке.

Зачем слушать. Хотя бы ради строчки «Трезвым быть страшно», очень точно описывающей текущий момент.

6. Hamlet His Highness - «Toy Music for Serious Things»

Минчанин Александр Галецкий, раньше сочинявший авант-нойз и немного игравший с «Солнцецветами», пошел по замыленной дорожке переосмысления бэк-каталога лейбла Ninja Tune. Он плавит в одном котле ленивый битс-хоп Slugabed, вальяжный эмбиент Bonobo, джазовые духовые и шелест винила Mr. Scruff; только в центре действа оказывается не олдскульная диджейская установка, а обычная акустическая гитара.

Зачем слушать. Все это мы слышали тысячу раз, но все это не раздражает и в тысячу первый.

7. «Сатана печет блины» - «Мент-людоед»

Звезда условного жанра «мем-блюз» — группа «Сатана печет блины» рвет струны и глотку на территории между Васей Обломовым и белорусами «Рокер Джокер»: это свои в доску байки про ужасы нашего городка, спетые по следам заголовков желтых газет и трудного жизненного опыта. Слушаются они на ура — то ли из-за своей вирусной, афористичной природы, то ли из-за детской искренности, с которой все это подается.

Зачем слушать. Ради абстинентного кавера на песню певицы МакSim.

8. Osipov Friends - «Place under the Sun»

Молодые москвичи под предводительством тенор-саксофониста Анатолия Осипова пишут канонический легковесный фьюжн с ясными глазами и прямолинейными мелодиями. Примерно таким в конце восьмидесятых любили озвучивать заставки к сериалам и лифтовые холлы; примерно такой в начале 2013-го любят разбирать на косточки деятели вапорвейва. О последнем Осипов со товарищи вряд ли подозревают, поэтому просто делают свою работу с серьезными лицами: они до зевоты техничны, старательны, как отличники, в меру изобретательны и нарочито ненадоедливы — в общем, идеальный вариант для гостиничных ресторанов и лифтовых холлов.

Зачем слушать. Если вы — деятель вапорвейва в поисках идей.

9. Naive Diver - «Flashback»

Жутковатым цифровым дабом, которым промышляет питерский музыкант Александр Перков, можно было бы сопровождать какие-нибудь детские страшилки — скажем, про кыштымского гуманоида Алешеньку. Так и случается: уже к третьему треку пластинки-миньона проявляются «очевидцы» контактов с инопланетянами, в компанию к ним записывается вызывающий мигрени нойз, и «Flashback» быстрым шагом уходит на территорию асоциальной электроники. К счастью, ненадолго — лучше всего Перкову удаются не игры в «4 позиции Бруно», а эпичные космические инструменталы: «End of Computer Age», к примеру, очень логично встраивается в цепочку от Джорджо Мородера к Daft Punk.

Зачем слушать. Поворотов мысли в музыке Перкова немного, зато ему очень здорово удается нагнетать саспенс — в рамках жанра ценное умение.

10. jwush - «en SL?»

Припадающий на слабую долю хип-хоп, укутанные в шум голоса, случайные шорохи и всхлипы, шипящий, как стакан газировки, звук, черно-белая обложка из архивов 9/11 — москвич Андрей Котляровский вооружается одним лишь сэмплером и с его помощью старается отыскать гармонию в окружающей какофонии. Чаще неудачно: спустя двадцать с лишним треков — каждый в минуту длиной — остается ощущение, будто только что полчаса пялился в экран, пытаясь разглядеть картинку с размагниченной видеокассеты.

Зачем слушать. Если хочется чего-то ненавязчивого.

11. «Дя» - «Капсула»

Тольяттинская группа, в чьем активе значатся пластинки с названиями «Осада Козельска своими силами» и «Дискретное вейвлет-преобразование», делает вязкий и мутный психоделический рок, который очень хочет стать краутом, но моторчика не хватает. Вокал Татьяны Поваляевой то и дело закольцовывается в спираль, гитары и барабаны тоже ходят по кругу — но хождение это шаткое и как будто придуманное случайно; полная иллюзия, что музыканты джемуют в соседней комнате и просто забыли прикрыть дверь.

Зачем слушать. «Дя», «Клад Яда» и остальные проекты Михаила Лёзина — самое интересное, что случилось с тольяттинской музыкой со времен «Хуго-Уго».

12. Scale - «Go on a Bat, Accordion»

Временно променяв битбокс на лэптоп, Сергей «Галун» Галуненко («Елочные игрушки», Moremoney, Sofeet) принялся ваять с его помощью тот же суматошный, виртуозный бит, что раньше выдавал органами речи. Его дебютная короткометражка — страдающая аритмией, экспрессивная, перенасыщенная неожиданными ходами музыка, которая отчаянно смахивает на головоломки из джукового гетто, но захватывает куда сильнее.

Зачем слушать. Потому что это редкий случай музыки и для головы, и для ног.

13. Ritmika - «Capital Capture»

Незатейливый инди-поп от ростовчан Ritmika почти совсем не про ритмы, хотя танцевать тут не возбраняется. Он про простые мелодии, которые напеваешь на ходу, когда на душе хорошо, — и решен такими же простыми методами: припевы повторяют по несколько раз подряд, дают синтезаторам много и часто солировать, не экономят на темах, которым хочется хлопать в такт.

Зачем слушать. Это милая, приятная, но совсем не обязательная музыка — как вещица, случайно купленная на воскресной ярмарке.

14. ST - «Пуленепробиваемый»

Клинический случай коммерческого рэпа: ST, к которому приклеилось прозвище самого картавого русского рэпера после Гуфа, зовет к микрофону «Смысловые галлюцинации», певицу Линду и того же Алексея Долматова, не скупится на патетические биты с обилием скрипок и фортепиано и наговаривает с важным видом прописные истины жанра — про друзей, коллег, женщин, марихуану и поиски себя.

Зачем слушать. Убедиться, что в рэпе может быть «богато» и без задействования R'n'B.

15. recordSleep - «Holy Beauty»

Квартет из Калининграда промышляет инди-роком то ли в британских, то ли в канадских традициях: без тени улыбки тут красиво поют высоким голосом, прописывают бойкие барабаны и беспокойные скрипки и изредка дают гитарам оттянуться в монументальных прог-роковых риффах. Толково, мощно, слаженно и совершенно не по-русски — как будто группа Pompeya повзрослела лет на двадцать.

Зачем слушать. recordSleep страдают самоповторами и слишком затягивают песни, но в остальном идеальны для тех, кто ждет, когда русская земля породит своих Broken Social Scene или Foals.

16. Various Artists - «Russian Ghetto Compilation Vol. 1»

По-первоапрельски курьезный сборник низовой русской музыки (от Константина Крестова до выпускников «Фабрики звезд»), переложенной на залихватские джуковые ритмы, сделан непонятно зачем и для кого. Для рейвов здесь мало хуков, для энциклопедии новой битс-сцены не хватает громких имен, для шутки результат звучит слишком буднично и скучно. Да и на воскрешение эстрады 90-х компиляция не тянет: за каждым треком тут, кажется, таится издевательский смешок авторов, так что проникаться первоисточниками так и не хочется.

Зачем слушать. С той же целью утоления нездорового любопытства, как при экскурсии в Кунсткамеру.

17. Ховбай Хвекмеев & PK Jazz Collective - «1976»

Совсем другой привет советской эстраде: загадочный человек по имени Ховбай Хвекмеев рассыпается в реверансах теплым магомаевским мелодиям, ретроградскому спейс-диско и кислотной психоделии. Даже если отсылки к терминологии пятилеток и строительству Припяти отдают желчью, с музыкальной частью тут все безупречно.

Зачем слушать. Чтобы расплыться в довольной улыбке от песни «Солнце».

18. «Несмеяна» - «Суп с котом»

Воронежские подражатели перестроечной кабацкой попсе окончательно отбросили иронию и перешли на темную сторону. На обложке их нового альбома красуется фотокарточка, как будто украденная с кладбищенского креста, а в звуках царит траурный синти-поп, странный и страшный. Культ лихого безумия ранних пластинок уступил место культу безысходности — так мог бы звучать витч-хаус, придумай его группа «Ласковый бык».

Зачем слушать. Это даже не похороны советской попсы, а самое настоящее ее разложение.

19. ##### - «MMXII»

Годы идут, а в отечественном рэпкоре ничего не меняется — пример группы Korn, заигравшей дабстеп, «Пять диезов» явно не вдохновляет. Впрочем, покопавшись, на новом альбоме можно разглядеть и дроп (когда гитара, отыграв соло, делает вдох перед грядущим шквалом звуков), и эпичные мелодии, раскаляющие стадионы, — а слепой ярости как будто поубавилось. Как бы то ни было, своей цели — помогать подросткам справиться с гормональным фоном — «диезы» служат по-прежнему усердно.

Зачем слушать. Если тело просит слэма.

20. «Моя Мишель» - «Ты мне нравишься»

Если бы Татьяна Зыкина посматривала не на Земфиру, а на группу EMF и Элли Гулдинг, получилось бы что-то вроде «Моей Мишели» — кокетливого сладкоголосого поп-рока, который настойчиво, как родственник на свадьбе, тащит слушателей танцевать. От этой неприкрытой радости в розовых очках не спрятаться, не скрыться: кажется, уже к третьей песне количество глюкозы в крови как минимум удваивается.

Зачем слушать. Если вы всю жизнь мечтали услышать, как звучит Земфира на эндорфинах.


Наталья Югринова

Опубликовано на сайте colta.ru
http://www.colta.ru/docs/17490

25 марта 2013