Блоггеры пишут свои рецензии на альбом "Правило игры"
(флешмоб на сайте журнала "Афиша")


Рецензия №1 (Никищенко Евгений)

А вы слушали новый альбом Федора Чистякова?

Я послушал, и делаю это регулярно, потому что альбом крутится на медиаплейере в машине. Он нравится мне, и, что самое главное, нравится моим детям, одному из которых 4 года, второму – 12 лет. А им-то врать какой смысл?

Я бы поделил оценку альбома на две составляющие: техническую и творческую.
В чем главная фишка альбома?
Была большая дискуссия в блоге музыканта Сергея Калугина (http://kalugin.livejournal.com/145902.html): что делать музыкантам в настоящее время, когда усилия и деньги, потраченные на запись нового альбома в студии, ничем не окупаются. Когда первый покупатель бежит домой и тут же выкладывает этот альбом на торрент-трекере. И с удовольствием принимает благодарности за оперативность. Еще бы медаль за это давали: «Шустрый вор 1-ой степени». После чего возможность заработать на продаже альбома для музыкантов и издателей, собственно говоря, заканчивается: альбом на носителе купят редкие коллекционеры, а за скачку в интернете заплатит очень небольшая группа сознательных фанатов. И приходится музыкантам отрабатывать деньги, вложенные в запись (как по-идиотски это звучит!), давая концерты.

Но, собственно говоря, пишу я не об этом. Федор, сам может того не осознавая, стал открывателем способа выживания для большинства музыкантов. Под выживанием я подразумеваю не возможность не умереть с голоду, а возможность регулярно создавать новые произведения студийного качества звучания. Без аренды дорогостоящей студии. Без привлечения большого количества музыкантов.

Я еще при первом прослушивании обратил внимание на огромную музыкальную палитру. В одной песне звучит и древний аналоговый синтезатор, и цыганская скрипка, и духовой оркестр. Представьте, если бы всех этих людей надо было привести на запись в студию? Вместе с их инструментами. Нереально в принципе. Но на альбоме они есть: и скрипка, и муг, и оркестр, и многое другое, включая вокальные бэки и экзотические звуки. Это все есть в библиотеках программ-звуковых редакторов, которыми Федор пользовался при записи, даже скорее не при записи, а при создании альбома.
Вот что он сам говорит об этом в интервью для newsmusic.ru:
«В песне «День рождения умершего» за основу этого произведения был взят Канон Пахельбеля. С 2005 – 2009 годы я плотно занимался созданием видео. На этом пути я познакомился с значительным количеством компьютерных программ , в том числе это были программные продукты для создания саундтреков. У меня в руках оказалось два оркестровых мультитрека «Канона Пахельбеля», один из них - приложение к Adobe Audition, а другой - к плагину Cinescore для Sony Vegas. Они оказались примерно в одном темпе и в одной тональности, что сделало их идеально сочетаемыми. Остальные звуки я набрал из контента производимого компанией Sony Creative Media Software для их замечательной программы ACID , при помощи которой я и смонтировал альбом. Единственным приглашённым живым музыкантом в этой композиции оказался Алексей Смирнов. Он спел хоры “В Багдаде всё спокойно” в конце произведения. Ну, и я сыграл в середине соло на баяне “Яблочко”.
Про всех остальных музыкантов нельзя сказать, что они неживые. Это реальные люди, которые сыграли в студии свои партии. И в том, что они сделали, полно жизни, но - просто они ничего не знали ни о моём альбоме, ни об этой песне, просто они предложили ряд уже готовых решений, а мне нужно только было выбрать из имеющегося. Это довольно кропотливая работа, как собирание мозаики. Но результат воодушевляет.
Почти весь альбом собран таким образом. Например, в песне “Искусство” и в песне “Прости” партии барабанов записаны известным американским барабанщиком Миком Флитвудом.»

Вот, собственно говоря, самое важное «немузыкальное», что есть в альбоме «Правило игры».

Теперь о самих песнях
Они классные. Они умные, ироничные, непохожие друг на друга и одновременно дополняющие друг друга. Про нашу жизнь, про то, как мы в ней крутимся и выживаем, но не теряем самого ценного –веры в лучшее, умения улыбаться и любить. Про угадай какой город, в центре которой в пирамиде лежит «живой труп», который уже много лет озаряет все вокруг «потусторонним светом». Про окружающий нас прекрасный мир, который мы, к счастью, пока не успели полностью загадить. Про одиночество и поиски добра. Про то, что добро сильнее и главнее зла.

Некто А.Горбачев написал в рецензию на альбом в блоге журнала «Афиша»: «Это длинные, по пять-семь-девять минут, многословные сочинения, руководствующиеся логикой не столько мелодической, сколько повествовательной и сыгранные максимально классично и даже архаично».
А я не согласен. Он бы такое написал про “In The Court of the Crimson King” Кинг Кримсона. А что, «21st Century Schizoid Man» — 7:20, «Epitaph» — 8:47, «Moonchild» — так вообще 12:11. Есть какой-то стандарт для «хорошей песни»? Чтоб слов поменьше и продолжительность поменьше? Тогда Верка Сердючка – наше все! «Гоп-гоп, чидагоп, я весело спиваю!..» И так могучий поток быдлошоу из зомбоящика делает свое черное дело, и ежедневно страна замирает у телевизоров, «проводя свое время глядя, как жопами вертят всякие б***и». С попкорном в тазике на коленях и с тем же попкорном в голове. Группа «5nizza» метко высказалась по этому поводу: «… смотри сериалы, пей пиво, ешь мясо. Пока ты тупой, проще управлять тобой…»

Кому верить, к чьему мнению прислушаться?
И что важнее и правильнее: когда маститый журналист заумно пишет, что альбом «Правило игры» о том, «как последние полтора десятка лет его внутреннее категорически расходилось с его внешним; он пел на концертах старые песни на автомате, потому что больше ничего не умеет, — и как пытался это преодолеть»?
Или когда простой Вася, прослушав на Ютубе «Северный блюз», пишет в комментах «О-ху-и-тель-но!!!»?

Что важнее и правильнее? Я хочу знать, подскажите мне.

И чего вы все ждете от Чистякова? Чтобы Федор перестал «строить умного», спел про «школу жизни – школу капитанов!», а потом поехал в Комарово и дорезал, наконец-то, ту дурную бабу? Вот тогда-то все бы захлопали в ладоши?

«И ревели артисты, и кровью плевались, и выли как на скотобойне быки.
А в зале раздались крики восторга, и шхуну бросало вверх, вниз,
Вот это да, вот это классное шоу, отличная сцена, пожалуйста "бис"!»

Что может вам ответить артист?
- Прости дорогая, что не сошел с ума, не перерезал себе вены, не бегаю по сцене в трусах, не кладу истовые поклоны в церкви, не оброс бородой, не ношу килт, не пою басом в выталкивающую новорожденного вагину?

Послушайте «Правило игры» - это хорошая, честная и абсолютно нормальная музыка для нормальных людей.


Рецензия №2 (Кивлев Алексей)

Кто - то недавно очень метко сравнил новый альбом Фёдора Чистякова «Правило игры» со вкусным леденцом, который хочется облизывать ещё и ещё.
Так вот я уже почти месяц «облизываю» альбом и не надоело ещё! Он всё вкуснее и вкуснее!
Сравнение с леденцом сразу о детях напоминает. Так вот, интересно, что альбом нравится и моим маленьким сыновьям! Им 7 и 10 лет всего! А уже напевают некоторые песни! Особенно «Колёсико»! И что я заметил, то они сами внимательно прислушиваются к словам песен, когда едут со мной в машине. А вот короткая рецензия моего друга в СМС после моей рекомендации послушать альбом....: «Послушали с детворой новый альбом Чистякова. Хорош!». А у него их четверо и примерно такие же, как мои по возрасту! Так и Евгений Никищенко в своей рецензии пишет про то, что его детям нравится! Вот так совершенно не запланировано было, наверное, но получилось то, что альбом доставил удовольствие не только нам взрослым слушателям, но и детям! Хотя, разумеется, им многое не понятно в текстах. Но они спрашивают : «А почему девочки с красными ленточками и мужчины с блестящими пуговицами хором поют?» И я рассказываю им про то как мы в нашем детстве «жили на улице Ленина», как маршировали и хором пели....и пирамидку небольшую под названием «МАВЗОЛЕЙ» очереди выстаивали, чтобы взглянуть на «самого главного».Как праздновали его день рождения. А потом показываю им памятники Ленину на улицах нашего города, которые до сих пор стоят и «озаряют собой всё вокруг...» Хотя, как мне кажется песня «В Багдаде всё спокойно» не только о прошлом , но и о настоящем одновременно! Так что детям нравится!

А теперь от взрослого:

Ожидание сюрпризов от каждой композиции оправдалось! Я конечно и сам ожидал, но ещё перед тем читал рецензии Олега Ковриги и Евгения Никищенко, которые только разогрели аппетит!

«Видеомонтаж» ухватил и так понёс, так понёс! Временами до мурашек по коже, аж дух захватывало! Вот оно то, что называется драйвом! Это кажется был понедельник, утро, я ехал на работу....и тут такой заряд! В общем песню эту я заслушал уже до дыр, но цепляет до сих пор сильно!

Про вторую песню я уже написал выше. Но возникают теперь и у меня, а не только у моих детей вопросы, например такие: Кто этот Чебурашка? А крокодил Гена? В контексте именно этой песни и сегодняшней жизни. И кто такие герои и убийцы — спонсоры? У меня конечно же свои ассоциации этой темы с песней, которую я услышал от Гребенщикова и поначалу думал, что это его вещь, пока друг не разъяснил, что это песня вообще-то Вертинского. Там такие слова были
: «Я не знаю за чем и кому это нужно.
Кто послал их на смерть не дрожащей рукой.
Только так бесполезно, так зло и ненужно
Опускали их в вечный покой.........
И никто не додумался просто встать на колени
И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране
Даже светлые подвиги — это только ступени
В беспросветные пропасти к недоступной весне...»
Песня Фёдора "В Богдаде..." замечательная просто! Одна из самых любимых. Но хватит о грустном...

Про «белочкину жизнь»

Эту историю кажется в каких-то интерпретациях Фёдор рассказывал на первых концертах после его «возвращения» в 1996-97 годах. Где-то в рецензиях я читал, что в перерывах между песнями он рассказал притчу, про белочкину жизнь. Может эта история и явилась прообразом песни? Она бежит так быстро, что ей некогда поднять глаза на небеса и подумать о том, а куда, собственно, она бежит.... «Кто понял жизнь, тот не спешит», но к сожалению большинство из нас так и продолжает плясать цыганочку....и не думает о вечном. В песне прекрасно это показано.

К песне «Искусство» я уже успел привыкнуть с сентября, когда впервые услышал её «на сингле», но и сейчас в концепции альбома она по прежнему слушается с огромным удовольствием. Мир, который создан Творцом для нас, так красив и гармоничен, так прекрасен и хорош и всё это даром ! Мне очень нравится эта песня.

Про «Мориа».
Недавно я читал книгу Иосифа Флавия «Иудейские древности».И вот там история про то, как Авраам пошёл со своим сыном Исааком в дальний путь до горы Мориа (как раз около трёх дней) поподробнее описана, чем в Библии. Как они шли, какие переживания испытывал Авраам, понимая, что не может поступить иначе, хотя и не может всего понять, понять того, почему Бог говорит, чтобы он принёс в жертву Ему своего единственного сына. И «без конца жужжат словно осы в голове вопросы: Зачем? Почему так? Как я смогу? Что скажу потом Сарре? Как жить потом? Увижу ли я его когда-нибудь снова?» Но на все вопросы ответ простой — Бог хозяин и Всемогущ, а Авраам всего не может понять и потому покоряется воле Его, уверенный в том, что Бог его любит и не нанесёт непоправимого вреда и в своё время из мёртвых воскресит сына его.
Музыка, звучание инструментов, голос, отчаяние в голосе в припевах.....Всё это очень хорошо погружает меня в атмосферу тех далёких мест и событий....Спасибо Фёдору за неё отдельное!

Про следующую песню «Злой язык» скажу, что прекрасно понимаю, что она про непорядочных журналистов и понимаю, чем было вызвано её написание. Если вспомнить, что после всех этих историй и коварства, о коих уже было много написано и рассказано в разных интервью, Фёдор чувствовал себя как раздетый и изнасилованный «девчёнками» подросток в подвале, что решился на исполнение песни «Имя», то становится понятно почему ему так хочется, что бы этот язык был изжарен и чтобы ему загнали яд под шерсть!
В музыкальном плане же эту песню я пока ещё «не просёк». По содержанию ДА! По музыке не цепляет ещё. Хотя у кого то я недавно прочитал, что эта песня самая любимая из всего альбома! Вот такие разные у нас вкусы! Надеюсь, что и до меня дойдёт тоже....

Красивая и лиричная «Немой». Фёдор так нежно, почти шепотом исполняет её, что чувствуется его собственная жалость к тому несчастному человеку, который вынужден жить так, что просит милостыню, протягивая руку к тем, кто в большинстве своём чёрств и безразличен к нему, потому что они каждый день привыкли видеть попрошаек в метро, в электричках, на улицах. И им нет дела до них и не только до них, а вообще до всей серой массы и толпы незнакомых людей которая потоками проносится мимо них каждый день. И живя в такой толпе, люди одиноки. И потому его вопль беззвучный несётся прямо в небо в молитве Богу! Как хорошо в этой песне показаны последствия жизни в большом городе, где люди ходят по головам друг у друга и вынуждены привыкать быть равнодушными к чужому горю. Вспомнились строчки из песни Алексея Смирнова
«Я из тех, кто родился на берегу асфальтовой реки,
миллионами улиц раскинувшей рваную сеть.
Она затопила дома и дворы, в наши души вошла и мозги
и мы так привыкли спокойно на это смотреть....
.А рядом люди плечом к плечу, но только не вздумай упасть,
ведь им до тебя дела нет, дела нет, дела не-е-ет!»

Хорошо, что на небесах ему есть к кому обратиться!

Свистать всех на верх! Северный блюз! Это вещь! Это и наш Сибирский блюз тоже!Сибирь хоть не Архангельск, но тут всё очень даже так! Что северное буги, что северный блюз! Это по - нашему! Спасибо!
Когда я смотрел и слушал эту песню в записи с презентации альбома в Питере, я был в наушниках и был один в помещении, поэтому всё что со мной происходило было совершенно искренне. Под конец песни я заметил, что я двигаюсь!))))Хотя я делаю я это очень редко. Вот это драйв!

И в заключении про песню «Прости дорогая».
Евгений Никищенко в первой своей рецензии, прочитанной мною ещё до прослушивания альбома написал, что эта песня для внучки и что он не хочет , чтобы дед Фёдор писал такой, как бы, шансон в будущем. Но я вот после прослушивания совсем другого мнения. Песня класс!
Я согласен, что там квадрат простой и т. д., но песня меня сразу взяла за душу. Местами я почти плакал, серьёзно. На мой взгляд это потрясающая песня, которую посвящает своей жене человек искренний, любящий, но с непростой судьбой и жизнью. И эта строчка «я явно не тот, кого ты ждала» напоминает слова Фёдора из недавнего интервью , в котором на вопрос о семейной жизни он отвечает следующее:

« — А что за человек твоя жена?

— Она просто моя соверующая. Мне приходилось продолжать жить с матерью, за ней ухаживать. Это было очень сильное обстоятельство, возможно, иначе моя жизнь вообще была бы иной. И моя жена согласилась разделить со мной эту участь — она пятнадцать лет помогала мне ухаживать за матерью, и ей много пришлось претерпеть вместе со мной. Это, может быть, не красивая пушистая семейная жизнь, она больше похожа на поле боя — и мы бились на нем вместе.»

Вот эта вот фраза - « ей много пришлось претерпеть вместе со мной. Это, может быть, не красивая пушистая семейная жизнь, она больше похожа на поле боя — и мы бились на нем вместе» мне кажется очень хорошо проясняет всё по поводу того, кому и о чём песня «Прости дорогая».И то, что он называет себя дедом, так это ничего. Мы с женой тоже в шутку иногда с недавних пор себя дедом да бабой называем!
Песня замечательная! Одна из самых любимых!

Вот и всё! Может я чего напутал и не так понял (да простит меня автор), может кого удивил своими ощущениями. Но именно ощущениями и хотелось поделиться с теми, кто альбом слушал. Это мои, а каковы ваши?

Спасибо огромное Фёдору и всем кто делал этот альбом! Месяц слушаю и хочу ещё!
Как вкуснейший леденец!


Рецензия №3 (Михаил Савватеев)

После замечательных рецензий Евгения Никищенко и Алексея Кивлева и добавить-то, собственно, особенно нечего. Поэтому я просто скажу: БОЛЬШОЕ СПАСИБО, дорогой Федор, за замечательный альбом, который лично для меня просто стал откровением. Я его уже больше месяца слушаю и не могу наслушаться. После "Ондатра" 2003 года я думал, что ничего лучшего у тебя уже быть не может. Оказалось, очень даже может! И, я уверен, будет еще! Во всяком случае мы будем очень ждать! Этот тот случай, когда хочется еще и еще. Предельная искренность и высочайший профессионализм - вот, на мой взгляд, две составляющие успеха. Друзья, слушайте и вслушивайтесь в "Правило игры"!


Рецензия №4 (Татьяна Касьянова)

Напишу и я несколько слов, хотя в общем-то рецензировать не умею.
Что хотелось сказать. Очень радостно, что Фёдор не зажал эти песни, а сделал их, оформил и собрал в альбом. Помимо смысловой наполненности это еще и шедевр изобретательности: столько разного рода новаторских фич, это ещё надо было, чтобы в голову такие мысли пришли, это какая должна быть голова! Это же МОЗГ!!! Мало было просто всё это услышать, передать, исполнить, это еще и оформлено изящно.
Я тут погуглила в сети и нашла в ЖЖах товарищ один пишет, что раньше вообще Фёдора с Нолём как-то не то чтобы не любил, но не замечал особенно, но тут попался под руку новый альбом, стал слушать и проникся, то есть воспринял и услышал только сейчас, и как-то почувствовалось, что речь идет о творчестве не другого Фёдора Чистякова, а просто о других гранях того же самого Фёдора, которые раньше просто были не заметны, но они всегда в нём были. Так что я думаю, песен ещё есть у него, хочется продолжения. Об остальном уже написали в общем, чего повторяться. Надо любить, слушать и помалкивать.


Рецензия №5 (Ikota)

даа... в общем-то, ничто не предвещало появления такого роскошного альбома - ни творчество ФЧ последних лет, ни совершенно плакатная песня "искусство" с наипростейшими рифмами из серии пусть всегда будет небо, пусть всегда будет солнце. ну почему, почему для анонсирования альбома была выбрана единственная неудачная в нем вещь? загадка. если бы не добрый человек с ютьюба, вывесивший ролик "прости", так бы и прошло бы это культурное событие мимо меня. альбом великолепен. музыка - без комментариев, тут всегда был полный порядок. но своей многослойностью поразили тексты. ты как будто зарываешься в них, вскрываешь пласт за пластом - буквальный смысл, глобальный, метафорический... мой фаворит - "ДР умершего": с одной стороны - про социальные мифы и массовый психоз, с другой - про застывшие образы и роли, которые необходимо играть для постоянного воспроизведения непонятно чего, а с третьей - выход альбома по времени удивительно совпал с похоронами и последующим мумифицированием чавеса. готовый саундтрек, буквальней не придумаешь. "преклонив колена, поцелуем полено"))


Рецензия №6 (Семен Семеныч) Примечательная история со мной произошла. Решил, что свое впечатление нужно начать именно с нее. Подвозил недавно девушку. Она ехала в Мариинку на оперу. Мы начали говорить о музыке, обсудили рок и вдруг эта девушка, едущая на оперу (!!!), начинает мне говорить о последнем альбоме Федора, о котором я уже давно ничего не слышал. Хорошего уж точно. То ли девушка была слишком хороша, то ли уж очень вкусно она об этом говорила, то ли вообще вся нестандартность этой ситуации, а возможно и все сразу но на меня это произвело впечатление. Короче решил послушать. Признаюсь честно, альбом превзошел ВСЕ мои ожидания! Музыка наикрутейшая! Она настолько уносит и завораживает, что периодически просто оттягивает внимание от текста. При этом и смысла много! Песни длинноваты, от чего не сразу въезжаешь в смысл, но после нескольких прослушиваний все встает на свои места. Особенно трогают автобиографические моменты. Короче, вещь! Я потрясен! Это наверно самое мощное музыкальное мое впечатление за последние пару-тройку лет! Спасибо, Федор! Рад, что вы с нами!:) И большое спасибо прекрасной девушке за столь неожиданную и достойную рекомендацию! И так мне стало радостно еще и от того, что концерт скоро в Питере:).Очень надеюсь, что песни с этого альбома будут. Причем было бы круто услышать все без исключения. Слова уже почти выучил


Опубликовано на сайте afisha.ru
http://www.afisha.ru/cd/2098/review/478590/

28 марта - 7 апреля 2013


Рецензия №7 (Павел Сурков) Имею и я на сей счет особое мнение. Вот такое. Кажущаяся безысходность и отчаянность Чистякова — это типично питерская штука, вирус города на Неве. В свое время «Ноль» со своим отчаянно- разухабистым звуком породил массу поклонников и подражателей, из которых до наших дней дожили самые устойчивые. Самые циничные и прожженные, сумевшие довести отчаянный абсурдизм Чистякова до виртуозной сатиры на окружающую действительность. И, если разобраться совсем по гамбургскому счету, то единственными достойными правопреемниками и наследниками «Ноля» остаются «Ленинград»: шнуровское «никого не жалко, никого» — это лирический герой Чистякова, доведенный до окончательной и бесповоротной точки, это индеец, который неожиданно понял, что ништяка не будет нигде и никогда. На новом альбоме этот диалог Чистякова с его наследниками (неважно, сознательно или бессознательно) — прослеживается даже в музыкальном отношении: Чистяков в вокальных партиях порой подрыкивает а-ля Шнур, а на длинных инструментальных проигрышах аранжировка явно напоминает то, что безумные хохмачи сделали на пластинке «Вечерний Ленинград». Осторожный возврат к прозрачному сведению 80-х, когда каждый инструмент идеально слышен в общей звуковой «пачке». Очень просто и вместе с тем — вкусно. Чистяков из инструменталиста превратился в дирижера, в руководителя оркестра. Здесь стало куда меньше сольных баянных кусков, зато куда больше сольных проходов других инструментов вообще. Так и видишь, как мастер, оторвавшись от клавиш баяна, щелкает гитаристу — «А теперь ты играй!». А что касается героев новых песен, то тут дядя Федор по- прежнему плетет типично беккетовские кружева. Белочка, бесконечно бегущая в крутящемся колесе, ничем не отличается от вечно едущего по снежной равнине доктора. Ничто не изменится, не поможет порошок, доктор не спасет. Годо не стоит ждать. Никого не жалко, никого.


Опубликовано на сайте zvuki.ru
http://www.zvuki.ru/M/P/33637/

8 апреля 2013