Фёдор Чистяков "Правило игры" (2013)

Мы говорим "Фёдор Чистяков" – подразумеваем "Ноль", говорим "Ноль" – подразумеваем дядю Фёдора. Такая вот ассоциация, от которой трудно отделаться, если речь заходит о первом баянисте русского рока со сложной судьбой, о которой если даже кто и не знает – только по недоразумению, ну да гугл в помощь. В данном сольнике можно найти отголоски и "Ноля", и (в меньшей мере) сольных работ Чистякова. Однако это новая, самодостаточная и самостоятельная работа. Девять песен, записанных с 2009 по нынешний год, звучат без малого час. Каждая – отдельная музыкально-поэтическая композиция. В каждой – яркий сегмент жизни, будь то созерцание сегодняшней картины мира в его реальной плоскости ("Видеомонтаж", "Колесико", "Искусство"), полумистические инфра- и прочие структуры запредельного Багдада ("День рождения умершего")... Или же это взгляд назад, в котором идет очищающее обнажение души, и от которого пробирают мурашки по коже: такова завершающая "Прости". Есть тут и номер, стопроцентно обреченный стать хитом – "Северный блюз", строки которого моментально огромными кусками оседают в памяти, а маршевый темп этому только в помощь. Музыкальная составляющая альбома, несмотря на разноплановость и непохожесть композиций, имеет какое-то мистическое единство, окрыленное блюзовым оттенком. Впрочем, есть здесь и самый настоящий блюз ("Злой язык"). Как ни крути – отсылки к "Нолю" в "Правиле игры" неизбежно слышны невооруженным ухом. И даже не столько к группе вообще, сколько к ее последнему номерному альбому "Полундра". Только северорусская мелодика – отчаянно глубже. Структура многих вещей имеет ярко выраженную арт-роковую природу. Если не считать пары затянутых мест – можно было бы назвать этот альбом безупречным. Открывающий "Видеомонтаж" неоднократной сменой музыкальных тем, темпов и тональностей дает понять это недвусмысленно. Да и в остальном все эпики, самый короткий из которых звучит немногим менее пяти минут, при всей несложности для восприятия "вдумчивым ухом", структурно продуманны и исполнены серьезней некуда. Альбом получился по-честному выстраданным. Отчасти поэтому - настоятельный рецепт, как лучше его расслушать: уделите час драгоценного времени, погрузитесь в этот альбом, и уверенность в том, что это ни много, ни мало – шедевр, "не покинет больше вас"!


Дмитрий Кошелев

опубликовано в журнале InRock №6(68)
http://www.inrock.ru/reviews/feodor_tchistyakov_2013

ноябрь-декабрь 2014