Топ-10 лучших российских музыкальных дисков 2013 года

Предлагаем вашему вниманию обзор лучших отечественных альбомов года, по версии портала KM.RU.
Окончательного краха CD-индустрии в минувшем году, слава Богу, не произошло. Коллекционеры с меломанами по-прежнему готовы платить любые деньги за роскошно изданные альбомы с пухлыми содержательными буклетами. А музыканты по-прежнему исчисляют величину своего творческого потенциала именно в номерных дисках. К тому же новый расцвет переживает рынок виниловых пластинок. И пусть на умопомрачительные релизы 2013-й оказался не очень урожайным, десятка лучших студийных работ от ветеранов и молодняка все-таки набралась без труда.

Александр Ф. Скляр «Слово и дело. Любимые песни Васи-Совесть». В альбом вошли не только новые песни, но и переигранные старые, и это закономерно. Как человек слова и дела, Вася Совесть наверняка должен ценить мужскую героическую лирику, но какие-то аранжировочные изыски ему могут не быть близки. Автор пошел ему навстречу, и сделал упор на непритязательную полуакустику. Новые песни «Слова и дела» дают довольно четкое представление о том, в каком направлении будет двигаться дальше Александр Ф. Скляр. Дружба с Игорем Растеряевым и евразийцами явно пошла ему на пользу. Теперь же он, наконец, обратился к русским корням. В альбоме можно найти и залихватскую казачью «Честь по чести», и проникновенную «Таня-душа» - стихотворение Юрия Мамлеева, положенное на типовой дворовый вальсок. Особое место занимает песня «Секреты», содержащая обращение к Богородице и апеллирующая к Кутузову.

Адаптация «Пластилин». Многие из этих песен прекрасно знакомы поклонникам «Адаптации». Такие вещи, как «Весело», «Нечего терять» и «Снова и снова» входили в концертный акустический альбом «Зона бесконечного конфликта». «Опилки» и «Хлорированный запах общежитий» были возрождены несколько лет назад для специального тура «Адаптации» с баянистом Виталием Ширко. Песни-то знакомые, но, вот их обновленное звучание заставляет застыть в восхищении. «Адаптация» то увлеченно играет сочный стремительный панк с эффектными клавишными вкраплениями («Весело», «Нечего терять», то потчует серфом («Опилки»). «Западло и не так» Ермен металлическим голосом декламирует под изощренную гитарную психоделию в духе зрелых альбомов Дельфина. «Пластилин» писался в домашних условиях, а потому в большинстве песен задействован ритм-бокс. Что их вовсе не портит, а, напротив, делает их упругими и лаконичными.

Федор Чистяков «Правило игры». Первый стопроцентно авторский альбом с новыми песнями Чистякова за последние 20 лет! «Правило игры» и похож, и не похож на вершинные диски группы «Ноль». Песни с глубокими и тяжеловесными текстами склеены нарочито неряшливо, а полновесное соло на баяне можно услышать в единственном номере пластинке - «Видеомонаже». Порою Чистяков мастерски стилизуется под группу «Аквариум» («День рождения умершего» и «Немой»), но альбом предельно далек от благостной расслабленности и держит в лихорадочном напряжении» от первого до последнего трека. От заключительных «Северного блюза» и «Прости» веет последним альбомом «Ноля» «Полундра» - злым, саркастичным, безупречным и исповедованным. Ей Богу, даже как тревожно становится за нынешнего Федора Чистякова!

Анимация «Продано не всЁ». Песни «Анимации» лишены возвышенных туманных исканий. «Я полжизни рабом на заводе был и штаны носил прямо на скелет, а теперь меня это не торкает», - под таким углом они смотрят на мир. Лирический герой альбома, безусловно, патриот, но все портит его инертность и бесшабашность. К фразе «я люблю свою Родину» непременно надо присобачить безответственное «вроде бы», а чтобы переехать в вожделенный Питер, приходится ждать прилета фантастической орбитальной станции.
С другой стороны, эта простота и сермяжность подразумевают чистый и незамутненный взгляд на мир. Герой «Анимации» способен видеть такие прекрасные мелочи, которые недоступны другим людям — серьезным, напыщенным и загнанным («и спустя с десяток лет тот же еле теплый чай, но с утра опять омлет, в сковородке пять котлет как бы невзначай»). Холодильник с магнитиками превращается в персональный символ уходящей эпохи. Диск «Продано не всЁ», вне всякого сомнения, должен найти отклик у молодой думающей аудитории.

Крематорий «Чемодан Президента». У нынешнего «Крематория» тема смерти отнюдь не является доминирующей. Григоряну гораздо интереснее прослеживать, как ветхое переходит в новое еще при жизни. Этой неисчерпаемой теме посвящен финальный трек «По ту сторону зла». Зловещую обратную перспективу дает памфлет «Легион (Звери лютые)», где безжалостно срываются маски с инфернальных образин всевозможных правителей. Но самой ощетиненной вышла все же карикатура «Микроб «бондарчук»». Кипучая деятельность успешного и обласканного властями режиссера стала здесь лишь поводом для серьезного разговора о перевернутых ценностях в современном искусстве. На другом конце полюса — трепетное, нежное и сочувственное посвящение Мэрилин Монро. Хардовая баллада «Мэрилин», украшенная полетными клавишными партиями имеет все шансы для попадания в радиочарты.

Теплая Трасса «Грядущему». После пяти лет молчания барнаульская «Теплая Трасса» решила отдать дань апокалиптическим настроениям. В названии нового альбома «Грядущему» - целый букет смыслов, которые последовательно раскрываются от песне к песне и восходят к эпиграфу из Откровения Иоанна Богослова: «Ей, гряди, Господи Иисусе!». «Грядущему» - это еще и очень личный альбом. Не потому ли текстовик группы Вадим Макашенец решил попробовать себя здесь еще и в качестве вокалиста? Прочувствованным басом он продекламировал куплеты песни «Что я стою», которые своей покаянной задумчивостью резко контрастируют с завораживающим безмятежным припевом о восхождении к Богу. «И уверенность в Победе!» - такое настроение может посетить каждого, кто готов воспринять новый альбом «ТТ» дружелюбно, вдумчиво и спокойно.

ЧайФ «Кино, вино и домино». Три рубрики, вынесенные в заглавие, обозначают, соответственно, музыку для фильмов, истории об алкогольных возлияниях и сокровенные размышления, которыми можно поделиться только с близкими друзьями под забивание козла. Как и подобает всем большим художникам, «ЧайФы» редко подают эти темы в концентрированном виде. Одно может совершенно непредсказуемо перетекать в другое. Элегантный блюз «Зеленый пиджак» в куплетах описывает пьяные посиделки, а в припевах содержит невероятно трогательные признания в любви к той, которая рядом уже много лет. Патетичная «Небесный ди-джей» не просто парадный подарок лучшему другу на день рождения, но и нечто такое, что автор может сообщить только ему (пусть и в несколько завуалированном виде). Шшутки придется отложить в сторону, когда плеер переключится на финальный трек «Нет горизонта». Здесь «ЧайФы» проникают в такой запредел, какой им не давался, пожалуй, со времен бессмертной «Поплачь о нем».

Горшенев-Есенин «Смерть поэта». Когда около двух лет назад появился сольник лидера «Кукрыниксов» Алексея Горшенева на стихи Сергея Есенина «Душа поэта», о готовящемся продолжении практически не говорилось. Оно вышло лишь летом 2013-го — без особой рекламы и за несколько дней до гибели брата Алексея Михаила Горшенева. Пластинка ни в коем случае не монохромна, здесь обнаруживается и холодное безразличие («Мне грустно»), и болезненное любование русскими пейзажами («Не ругайтесь», «Капли»), и горькая исповедь («Ответ матери»), и забубенная депрессивность («Мы теперь уходим»), и даже похоронное диско («Исповедь самоубийцы»). «Смерть поэта» - альбом не массовый. Прежде всего, он адресован зрелым людям, которые, как и Горшенев с Есениным, постигали жизненный опыт в постоянной борьбе внутренних противоречий и изнурительной битве с соблазнами мира сего.

Гарик Сукачев и Неприкасаемые «Внезапный будильник». Альбом о потерях, которые выбивают от человека из привычной колеи, пробуждая в нем скрытые душевные ресурсы. Некоторые пограничные ситуации автор мастерски моделирует. Такова «Не было нас», стоящая во главе трек-листа, а, значит, бьющая слушателя сразу же наотмашь. Иногда внутри себя необходимо спалить все дотла, чтобы начать жить и действовать с чистого листа. Об этом стирании личной истории посредством безжалостных алкогольных экспериментов над собой рассказывает «Человек из Кемерова» Бориса Гребенщикова. Эклектичность «Внезапного будильника» отчасти объясняется тем фактом, что песни для пластинки записывались на протяжении нескольких лет на разных студиях. В результате «Разбойничья» Высоцкого и кантри «Назад не повернуть» более уместно смотрелись бы на сольнике, сделанном в духе «Барышни и дракона». Тем не менее, общей картины они отнюдь не портят, выполняя роль своеобразной передышки между эмоционально тяжелыми номерами.

Линда «Лай @!». Новая работа Линды генетически связана с Серебряным веком. Певица вновь сделала большой шаг вперед как поэт. Ее утонченные тексты наследуют эстетике символизма. Скажем, «Повесь меня» повествует не столько о суицидальных тенденциях, сколько апеллирует к традиционной символике повешенного, означающего совершенство и обособленность от окружающего мира. Музыкально альбом тяготеет к форматному российскому поп-року 90-х. И в данном случае это, скорее, достоинство, чем недостаток. Диск записан так, что многие приемы вызывают в нем радость открытия и ощущение новизны, хотя по факту ничего экстраординарного в них не обнаруживается. В 90-е на сознание молодежи так действовали дебютные пластинки «Сплина», «Мумий Тролля», «Маши и Медведей» и Земфиры.


Денис Ступников

Опубликовано на сайте www.km.ru

http://www.km.ru/muzyka/2014/01/04/persony-i-sobytiya-v-mire-muzyki/729243-top-10-luchshikh-rossiiskikh-muzykalnykh-d

4 января 2014