Фёдор Чистяков рассказал о том, как оказаться выше Ноля

Пишет музыку и песни, является художественным руководителем нескольких коллективов, снимает и монтирует видео. Этим и многим другим занимается Фёдор Чистяков, фронтмен канувшей в лету, но оставшейся в сердцах и умах тысяч людей, группы Ноль.

Совсем недавно, в эксклюзивном интервью для rRock.ru, Фёдор рассказал о начале работы над новым синглом, запись которого проходит совместно с группой Кафе. В этот же раз мы поговорили о важнейшем из всех искусств и не только.

rRock.ru: Фёдор, здравствуйте. Прошел почти год с первой записи на Ваших ресурсах в интернете о готовящемся фильме. Но только сейчас началась активная работа. Чем обусловлено такое долгое молчание?
Фёдор Чистяков: Здравствуйте. Эта новость была не о ГОТОВЯЩЕМСЯ фильме, а о фильме, который МОЖЕТ БЫТЬ запущен, при условии, что будет достаточный интерес к этой теме. По прошествии некоторого времени, мне удалось понять каков отклик. Он не очень большой, но он есть. И в конце 2015 года пришло решение, что фильму всё-таки быть

rRock.ru: Готовящийся материал, это фильм художественный или документальный, как найти эту грань?
Фёдор Чистяков: Первоначально, эта работа предполагалась, как фильм, построенный на материалах, отснятых в последние годы, концерты, интервью, и тому подобное, то есть документальный.

rRock.ru: Не находите странным, что человек сам о себе делает фильм?
Фёдор Чистяков: Сказать по правде, полный маразм делать о себе фильм. Я очень люблю сюжет из фильма "Мистер Бин на отдыхе". Там есть персонаж – кинорежиссёр Карлстон Клей, в конце фильма происходит показ фильма этого режиссёра на фестивале в Каннах. Там отличные титры - "Карлстон Клей продакшн представляет. Фильм Карлстона Клея. В главной роли Карлстон Клей. Режиссёр Карлстон Клей..." и так далее.
Думаю, в этом сюжете создатели фильма немного улыбнулись над некоторыми тенденциями в современном искусстве. Современные технологии позволяют способному человеку делать всё самостоятельно. Можно самому отснять, самому смонтировать, самому записать звук смикшировать, самому сделать титры, и так далее. Во всём этом можно разобраться, и оборудование, дающее вполне приемлемый результат, не такое дорогое.
Что бы хоть как то оправдаться, скажу, что у меня скопилось определённое количество видео и аудиоматериалов, которые я, со страстностью видео любителя, собирал. Приведу шикарную цитату из фильма того же самого персонажа Карлстона Клея: "Драгоценные воспоминания, с которыми я так страстно хочу расстаться".

rRock.ru: Этим фильмом Вы хотите подытожить какой-то жизненный период, что он символизирует?
Фёдор Чистяков: Мне кажется было бы интересно показать разные периоды творчества и жизни после Ноля, особенно не такие заметные, и дать к ним комментарии. Время, когда я снова решил начать "с нуля".
Если Ноль это был просто какой-то сказочный взлёт, без осознания происходящего, с не менее крутым последующим падением, то всё что после - это труд, поиск, пробы ошибки, осмысление и борьба. Если первая, образно говоря, "серия", меня чуть не уничтожила, то вторая сделала меня гораздо крепче.

rRock.ru: Вы, в том числе известны как оператор и монтажер. Большинство концертных видеозаписей готовите самостоятельно. Но, одно дело смонтировать концерт, который состоит из многих номеров (частей или песен, как Вам угодно), а совсем другое дело работать над фильмом. Нужен сценарий, режиссер. Снять фильм, без сомнения, это сложнее чем подготовить и сыграть концерт. Расскажите о команде, которая готовит с Вами этот материал.
Фёдор Чистяков: Ну, сейчас все становятся, операторами, фотографами…. Я действительно обнаружил у себя определённые способности и в этом. И это мне очень интересно и нравится. Но, к сожалению, я беру в руки камеру только иногда, и этого очень мало, что бы по-настоящему овладеть этим искусством. Монтажом, я занимался гораздо больше.
Но цель этого фильма на сегодняшний день не продвижение себя как филммейкера. Если у меня и были какие-то амбиции в этой части, то всё это в прошлом. Используя видео, я просто хочу рассказать некоторые вещи.
Я принципиально не буду монтировать этот фильм сам. Я только подготавливаю наполнение, и организую процесс.
В подготовке материалов, предполагаемых для фильма приняло участие достаточно много самых разных людей. От тележурналистов и видеопродюсеров до любителей, оказавшихся в правильное время в правильном месте. Людей, уже принявших в этом участие достаточно, но я не всех даже знаю, особенно это касается ранних архивов, но приложу усилия, что бы все кто принял каким-то образом участие в материале, не были забыты.

rRock.ru: В 2011 году в свет вышел "Чистяков trip". Картина позиционировалась как рассказ о жизни Фёдора Чистякова им самим. А новый фильм имеет цель показать творческий путь после Ноля, как Вы сами заявляете на своем сайте. Неужели жизненный путь Чистякова и без преувеличения легендарной группы Ноль это разные истории?
Фёдор Чистяков: Вот об этом отчасти фильм и будет. Фильм "Чистяков trip" сосредоточен на событиях 1990-1992 года. Режиссёру фильма Никите Шулешко был интересен именно аспект моей личной трагедии на фоне творчества. О том, что было после этого, говорится лишь кратко в финале фильма, что я снова играю на сцене, и показаны фрагменты концерта снятого в декабре 2009 года.
Моя сольная деятельность без группы Ноль происходит уже на протяжении почти 20 лет. Это в три раза больший срок, чем история существования самой группы. В этот период много чего происходило. Это был тоже непростой путь, что бы прийти к тому, что я собой представляю сейчас в музыкальном плане. Для меня всё это имеет не меньшее, а может быть и большее значение.
Сегодняшний момент я считаю особенным. На днях была закончена запись двух новых песен, которые вскоре будут опубликованы как сингл. В целом они уже готовы, но остался постпродакшн - сведение, мастеринг, и т.п. Этот сингл ознаменует начало работы над новым альбомом. В некотором отношении фильм и новый альбом будут иметь связь. У меня есть намерение сделать этот фильм сейчас в преддверье нового альбома. Взглянуть в прошлое, подвести итоги, и оставить всё это позади.

rRock.ru: На своём сайте Вы обращаетесь к слушателям за "финансовой поддержкой" и в ответ предлагаете им разнообразные варианты благодарности. По сути это знакомый большинству краудфандинг. Но в Вашем исполнении он в каком-то смысле искажен. Ведь Вы уже знаете, каким будет фильм, он уже почти закончен. А в классическом краудфандинге участники обычно могут влиять на ход событий. Почему Вы сделали такой выбор?
Фёдор Чистяков: Во-первых, я ещё не сделал никакого выбора. Если вы заметили, то нигде нет кнопки "купить" или "поддержать". Сбор средств пока не производится. Я только пытаюсь выяснить, что же на самом деле нужно, и как лучше это сделать. Я только спрашиваю людей, что бы они хотели, что им нравится больше. Насколько мне известно, в классическом краудфандинге далеко не всегда участникам позволяют влиять на творческий процесс, но в моём случае, многое как раз зависит от зрителей. Например, выбор названия для предстоящего фильма. Я предполагал название "Верещагин уходит с баркаса". Но вышло иначе. Кто-то (потом нужно будет выяснить, кто же это был) предложил - "ВЫШЕ НОЛЯ" - а дальше оно набрало больше всего голосов. На этот раз я решил не спорить с судьбой.
Что касается степени готовности самого фильма, наконец-то набрано и обработано, то кол-во архивов, которое уже можно назвать достаточным. Сейчас всё это уже можно и нужно организовать и собрать воедино. Когда есть ясная идея, что нужно делать, то всё остальное происходит быстро. Сейчас эта идея сложилась. И все кто принял своё участие в этих опросах, несомненно, сыграли свою роль. В общем, долго запрягали, но поедем быстро.

rRock.ru: Есть ряд раскрученных платформ краудфандинга, но к ним Вы не обратились. Почему?
Фёдор Чистяков: Как раз это я и собираюсь сделать. Вскоре мы запустим большую кампанию на planeta.ru, но это будет другая компания. Это будет сбор средств на новый альбом. Это действительно будет очень серьёзный проект. Что касается фильма, то я не рассчитываю заработать на этом денег. И не собираюсь делать из этого большое событие. Я просто хочу, что бы люди могли проявить свой интерес и стать участниками, ну а мои затраты, хотя бы в какой-то степени, покрылись. Думаю, будет экономичнее и манёвреннее реализовать всё это на собственной технической базе.

rRock.ru: Какое у Вас отношение, если оно вообще есть, к коммерциализации отношений между артистом и его публикой? Речь не о платных билетах на концерт или продаже мерча. А о том, что Вы как артист напрямую обращаетесь к зрителю.
Фёдор Чистяков: Года четыре назад я написал статью под названием "Кризис жанра", в которой изложил свои неутешительные размышления о бесперспективности записи и издания музыкальных альбомов. Это было время, когда у меня была договорённость с фирмой "Союз" об издании моего альбома Updated. Эта договорённость включала в себя оплату расходов по производству продукта. Однако в связи с кризисом CD всё большим свободным хождением музыки в интернете, компания стала закрывать свои магазины и мне сказали, что они не в состоянии выполнить свои обещания, и не смогут выпустить альбом.
Это было очень нерадостно. Производство мультимедийной продукции (альбомы, диски , фильмы) – дорогостоящий, и трудоёмкий процесс. А ситуация складывалась так, что теперь похоже всё это нужно только самому артисту, и никому больше.
Но есть публика, которая как бы говорит: "Как это никому не нужно?! Это нужно нам! Нам нужны ваши песни! Нам нужна ваша музыка! Нам нужно ваше творчество! А вы говорите никому не нужно! Как это так?"
Краудфандинг даёт возможность доказать все эти утверждения на деле и стать соучастниками создания произведений искусства. Между мужем и женой, родителями и детьми тоже присутствуют денежные отношения. И никто не говорит что это плохо, или в этом есть что-то неправильное.
И ещё один момент. Например, когда кто-либо идёт в магазин за продуктами, то не является вопросом выбора платить за них или нет. Бесплатно их никто не отдаст. И мы нормально относимся к обмену денежных знаков на продукты питания, или любые другие нужные нам вещи. Но вот в музыкальной сфере сейчас всё по-другому.
Всю музыку можно на одном ресурсе скачать за деньги, а рядом на соседнем за бесплатно. Возникает вопрос: "Зачем платить за то, что можно взять бесплатно?" И люди говорят: "Мы не хотим платить деньги каким-то компаниям, которые наживаются на артистах, не имея к творчеству никакого отношения. Ну, вот разве что артисту можно заплатить и поддержать его". Т.е. получается сегодня, когда люди платят за музыку, то этим они проявляют уважение к артисту, и хотят его поддержать. А когда главным мотивом является уже не желание что-то получить, а желание помочь и стать соучастником процесса, то вот это уже и есть краудфандинг.


беседовал Александр Васин, специально для rRock.ru

опубликовано на сайте rRock.ru
http://rrock.ru/news.rrock?id=55431

2 января 2016