Новые альбомы «Аукцыона» и Федора Чистякова, старые песни о главном от Боба Дилана, а также хип-хоп и инди-рок в ежемесячном обзоре «Газеты.Ru».
Федор Чистяков «Без дураков»
Прошлый альбом Федора Чистякова «Правило игры» без особого шума вышел три года назад. Новая работа появилась 1 мая, тоже почти незаметно — и совершенно напрасно. Уже на уровне обложки и треклиста (включающего песни с названиями «Уборщица из Газпрома» и «Эхо Москвы») кажется, что Чистяков вдруг решил высказаться по поводу происходящего не только в нем самом, но и в мире. Однако на практике оказывается, что экс-лидер одной из лучших групп «русского рока» «Ноль» вновь поет о себе, но в предлагаемых новостной повесткой обстоятельствах. Тексты здешних песен и правда часто напоминают коллаж из новостных заголовков и сетевых баталий, но получается, как ни странно, невероятно смешно (герой самой грустной песни здесь Кинг-Конг). Чистяков жонглирует культурными кодами в текстах и в музыке. Перед глазами проплывают Робин Гуд («Разведка боем») и Джеймс Бонд из одноименной песни, в музыке мерещатся то Дэвид Гилмор, то Майк Науменко, а то и вовсе Леонид Утесов («Сувениры»). В отличие от «Правила игры» с его мудреными арт-роковыми аранжировками, «Без дураков» — это еще невероятно пластичная музыка, меняющая стили и направления не ради бахвальства, а просто в силу своей природы. Что же до пения, то, кажется, никогда Чистяков за последние 20 лет так близко не подходил к анархистскому задору «Ноля» — с поправкой на возраст. Это песни человека, который уже давным-давно себе все доказал, а надвигающийся Рагнарек воспринимает как нормальный для нашей вселенной процесс.
«Аукцыон» «На солнце»
Незадолго до релиза группа «Аукцыон» выложила свой новый альбом в качестве специального приложения для телефона: чтобы послушать музыку, камеру надо было навести на источник света. Такой метод прослушивания располагает к сосредоточенности, которая, надо сказать, здесь совершенно необходима. «На солнце» — это восемь очень длинных песен-камланий, при сочинении которых будто была поставлена задача ни разу не повториться. Это очень разнообразная работа — и по музыке, и по спектру перемен настроения. Есть лютая открывающая вещь «Сынок» — едва ли не самая тяжелая у «Аукцыона», есть успокоительная и прозрачная баллада «Плыть», есть гипнотический номер «Пропал» с басовой партией, напоминающей группу Morphine. Что касается текстов, то тут их постоянный автор, клавишник группы Дмитрий Озерский, в кои-то веки не все сочинял под музыку, а принес несколько уже готовых стихотворений. Временами кажется, что текста уж очень много, но не слишком — для того, что пытается донести Леонид Федоров, «слишком» по-прежнему не бывает.
Chance The Rapper «Coloring Book»
Мир хип-хопа в этом году продолжает поддерживать энергичный ритм, заданный годом прошлым, и вот один из фаворитов на первые места в годовых чартах. Рэпер Ченс несколько лет назад выстрелил первым микстейпом «Acid Rap», в прошлом году неожиданно выпустил пластинку с джазовым составом, и вот «Coloring Book», который вполне тянет на звание полноценного сольного дебюта, хотя формально и считается микстейпом. Рэп-ренессанс за последние годы подарил массу ярких персонажей, но молодым найти свою краску на этом фоне все труднее. Одно из главных достоинств Ченса в том, что ему это удается. Канье Уэст создает почти музейные шедевр, Кендрик Ламар говорит от имени всей черной Америки, а Дрейк ноет о том, что любовь за деньги не купить. Козырь Ченса на этом фоне — бесшабашность. Он опирается на максимально ритмически расслабленные музыкальные жанры — соул и госпел, которые еще и придают происходящему торжественности. Как ни странно, в таком музыкальном сопровождении многословные тексты о быте родного для артиста Чикаго воспринимаются как универсальный антидепрессант.
Bob Dylan «Fallen Angels»
Боб Дилан записал альбом себе на день рождения — релиз практически совпал с 75-летием великого американского певца. И оказался сиквелом прошлой работы классика «Shadows In The Night», то есть еще одним сборником песен из «Великого американского песенника» — сокровищницы эстрадных стандартов времен юности Боба, которые он перекладывает под свою гастрольную группу. Исходя из таких вводных, пластинку многие сочтут необязательной и ошибутся. Во-первых, это правда очень хорошие песни, с которыми стоит ознакомиться всякому, кому небезразлична американская культура. Во-вторых, слушать старого Дилана — одно удовольствие. Как это бывает с великими стариками, дилановский голос сейчас приобрел какую-то особую выразительность. Здесь нет ни одного лишнего вздоха или хрипа, а мечтательные интонации, с которыми певец тянет номера типа открывающей «Young At Heart», сообщают о нем больше, чем любая биография.
Car Seat Headrest «Teens of Denial»
Дурацкое название группы инспирировано желанием ее основателя Уилла Толедо записывать вокал для своих песен, сидя на заднем сиденье автомобиля. Этих самых альбомов всего за шесть лет Толедо выпустил уже пятнадцать штук, а «Teens of Denial» — его дебют на крупном независимом лейбле Matador (пристанище Interpol, Franz Ferdinand и т.д.). Уиллу при этом всего 23 года, но его уже прочат в новые надежды бедноватого на ярких артистов современного инди-рока, и совсем небезосновательно. Car Seat Headrest из тех групп, в которых вроде бы нет ничего сногсшибательного, но при этом, запустив прослушивание, приходишь в себя с пониманием, что диск играет по кругу уже третий раз, а песни плотно засели в голове. Авторский метод Толедо напоминает сразу многих героев 1990-х: краут-рокерская расслабленность Pavement, атональная романтика Sonic Youth, немного скулежа в духе Weezer… Меломанская эрудиция, впрочем, уже сыграла с музыкантом злую шутку. В песне «Just What I Wanted / Not Just What I Needed» он использовал фрагмент композиции группы The Cars «Just What I Needed», чем вывел из себя лидера ветеранов нью-вейва Рика Окайзека. Тираж винила пришлось отозвать, лейбл влетел на $50 тыс., а Толедо выступил в том духе, что больше всего в этой истории его задевает, что авторское право волнует людей больше искусства. На самом деле очкарик Толедо, во-первых, обладает вполне явным композиторским даром, а главное, интонациями настоящей сиэтлской рок-звезды. То есть артиста, который совершенно никому не хочет понравиться и этим нравится всем — американские критики, несмотря на скандал, уже носят Уилла на руках и ждут продолжения.
Ярослав Забалуев
опубликовано на сайте gazeta.ru
http://www.gazeta.ru/culture/2016/05/30/a_8271455.shtml