Фёдор Чистяков: "Если ты промолчишь, в зале все равно будут орать"
Накануне презентации новой программы Федор Чистяков рассказывает о своем тайном соавторе, краудфандинге и неуместных песнях.
В начале мая Федор Чистяков выпустил новый альбом "Без дураков" - мощный и разрывной, он содержит целых 12 новых разноплановых песен, часть из которых уже ушла в народ, как когда-то - знаменитые хиты Ноля. Похоже, на наших глазах происходит долгожданный сбор нового состава, и впервые его будут объединять не только старые песни. Презентация новой программы в Москве состоится 16 июня, и в столицу Федор привезет сразу 8 артистов. Звуки успели поймать его, чтобы узнать, что состав в очередной раз непредсказуемо изменился и вобрал в себя новых удивительных участников, музыка стала еще разнообразнее - к тому же, у Чистякова теперь есть тайный соавтор.
Звуки: Федор, разрешите поздравить вас с выходом альбома, он прекрасный.
Федор: Я рад, что вас это как-то бодрит.
Звуки: Это то хулиганство, которого мне не хватало в последнее время. С одной стороны, можно назвать это хрониками окружающего безумия, а с другой - лишенной какого-либо фатализма, который я слышу в том числе и у ваших сверстников. Как прошел питерский концерт-презентация в клубе Космонавт?
Федор: Если честно, я не заметил, как он прошел, но говорят, что очень хорошо. То есть в смысле не заметил - немножко волновался. И мы как-то играли-играли, а потом уже все и сыграли - и все, собираться пора. Был полный зал, все было хорошо, было очень позитивно.
Звуки: Давайте поговорим об альбоме. Года четыре назад вы сравнивали себя с Манфредом Манном. Вы не столько лидер группы, сколько идеолог проекта, под который уже собираются люди, и, мне кажется, это слышно без дураков. На альбоме очень разные песни, перекликаются тематически. Как он писался и как вы отбирали людей?
Федор: Тут на самом деле все достаточно просто. В последнее время я выступаю с музыкантами, которые сами по себе еще и составляют питерскую группу Кафе, и с ними же мы и начали записывать этот альбом. К участию в альбоме также были приглашены дополнительные музыканты, но они поучаствовали только в некоторых треках. В частности, был приглашен перкуссионист Олег "Шар" Шаров. Он известен по участию в группе Аквариум, "Вермишель Оркестра".
Звуки: Этот тот, которого мы видели в записи ролика "Джеймса Бонда"?
Федор: Да, это он. И вот как раз именно в Джеймсе Бонде он поучаствовал - и еще в одной песне. Еще две вокалистки поучаствовали, и они же все приняли участие в концерте в Космонавте. Буквально сегодня, в крайнем случае, завтра,- будет готов видеоролик с этого концерта из Космонавта и там можно будет это увидеть. Еще там духовые - труба в Джеймсе Бонде и тромбон, там были еще два музыканта - трубач Сергей Зворыкин и тромбонист Антон Вишняков. Он из группы Markscheider Kunst. Мы находились в студии вместе со звукорежиссером Евгением Турута, это студия Open Tune. Алексей Смирнов, лидер группы Кафе, мультиинструменталист, вокалист, автор и аранжировщик,- мы сошлись и начали творить.
Звуки: Как долго шла работа над альбомом? Есть ощущение, что он был как-то быстро схвачен, потому что он дышит актуальностью, газетными заголовками. Чего стоит одна "Уборщица из Газпрома" или "Дефолт"!
Федор: Дело было так: я познакомился с одним человеком, который пишет песни. Мы познакомились совершенно не на музыкальный предмет, а на другой, а песни - это уже как-то дополнительно появилось вдруг. Он мне прислал несколько своих записей, сделанных на диктофон. Я их время от времени слушал, потом наступил какой-то такой момент, когда одна песня вдруг очень понравилась - я вдруг услышал, как она могла бы зазвучать, как это было бы интересно,- я вдруг все это очень отчетливо увидел. После этого я проявил интерес к еще каким-то другим трекам, и к декабрю 2016 года очень четко осознал, что альбом нужно писать, что его нужно писать срочно, а чтобы успеть до конца сезона, до мая - в Питере была презентация в мае. Так что мы уже в последний вагон заскакиваем,- правда, Yotaspace вообще в июне, но июнь это не то чтобы совсем край - это лето уже. Поэтому надо было срочно браться за запись, если мы вообще хотели успеть. Мы собрались и записали сингл, состоящий из двух песен, хотя, как выяснилось, слово "сингл" применяется к одной песне, но мы привыкли к тому, что это маленькая пластиночка, на которой есть две стороны, типа сорокапятки. Мы записали такую пластиночку из двух песен: "Песня одноглазого пирата" и "Дефолт". Как раз "Песня одноглазого пирата" и была той первой, которая у меня выстрелила. Этот автор обозначен на альбоме как Индиана Грей по определенным причинам - он не жаждет какой-то публичности, хочет сохранить за собой право вести частную жизнь. Поэтому он обозначен как Индиана Грей, но он реально существующий человек, реально существующий автор.
Некоторые песни мне пришлось переписывать, потому что там идея была хорошая, но текст меня не всегда устраивал, поэтому где-то я так или иначе в большей или меньшей степени я везде там вмешивался. Поэтому практически все песни написаны в соавторстве, все музыкальные аранжировки сделаны в группе.
Звуки: Хотя вы и писали все в срочном режиме, эти песни очень тщательно спродюсированы и аранжированы. Сколько версий было у каждой песни?
Федор: Особенно не было времени на версии. Прелесть момента была в том, чем этот материал чем и зацепил - в нем была легкость. Отчасти я думаю, что это было вызвано тем, что это был не совсем мой материал. Как вы справедливо заметили, без фатализма. Я как раз тоже испытывал какие-то определенные трудности, потому что даже если взять альбом "Правила игры", то там тоже есть интересные песни, но там, скорее, с фатализмом. Очень трудно от этого уйти или абстрагироваться, выйти за рамки самого самого себя. А здесь это получилось совершенно естественным образом, и чем этот материал привлек - тем, что он был очень легок, и даже когда я его предлагал его посмотреть в группе, то буквально сразу - "эта песня должна звучать как это" - да-да, ну, все понятно, давай ее делать. В песне "Ордер на арест" мы пели вдвоем, подражая Леннону и Маккартни. Мы вдвоем пели, в унисон. Раньше мы никогда не применяли эту практику, первый опыт, и однозначно услышали, что песня имеет такие отголоски или перекликается, и что делать ее нужно как-то так. Например, сразу же сделали такой же припев. Это не стилизация, но, скажем так, это какой-то такой творческий линк в ту сторону, замыкание времени и пространства.
Звуки: Это и правда очень разные стилистически песни, "Эхо Москвы" мне уже напомнило раннего Майка Науменко.
Федор: Я насчет "Эха Москвы" уже однажды, что называется, давал показания. Конечно, Майк Науменко там естественным образом вспоминается, его там сразу вспомнили, и Depeche Mode вспомнили. Но я хочу немножко сказать о том, как это получилось. Я не знаю, кого еще можно назвать из русскоязычных или российских исполнителей, кто работает в стиле ритм энд блюз. Просто так получилось, что русский ритм энд блюз - это Майк. Поэтому если ты просто пытаешься петь ритм энд блюз, то это будет Майк Науменко. Но я не думаю, что это так, потому что квадрат там решительно блюзовый, а речитативное исполнение текста - это получается как раз как Майк. Просто никто, кроме него, этого не делал или мало кто делал, как-то не взято было на вооружение. А с похожестью на Depeche Mode - просто получилось так, что мы думали, как ее аранжировать, а когда попытались играть какую-то стандартную обычную блюзовую ритм-секцию, то получалось скучно, банально, и к тому же, затемняло акустическую гитару, а хотелось, чтобы она прошла через всю песню сырой, необработанной, абсолютно натуралистичной. И лучше всего подошли как раз такие барабаны, минималистичные. Когда мы сделали, мы поняли, что это похоже на Depeche Mode, но менять ничего не стали. Это было опять-таки как-то подсознательно и никакого стремления что-то сделать типа этого - его не было, это было найдено совершенно случайно. Думаю, что это на самом деле хорошо.
Звуки: Как я понимаю, параллельно шли съемки фильма. В какой стадии процесс находится сейчас? Я видел, что первая часть уже сделана.
Федор: Если говорить об этом фильме, то есть некоторое количество каких-то накопившихся архивов, накопившейся истории, по которой пора уже сделать какой-то отчетный период, сделать ее изложение и двинуться дальше. Фильм этой цели и служит, сейчас над ним идет работа. Есть такое желание и надежда - завершить его до московской презентации, до 16 июня, я надеюсь, что у нас это получится.
Звуки: А насколько вы вовлечены в процесс? Кто-то хочет максимально наблюдать и контролировать, а кто-то отдает на откуп режиссеру полностью, пусть они разбираются, они знают, как это делать.
Федор: Я подготовил архивы и продолжаю их готовить, еще не все там сделано. То есть какие-то эти записи. Сейчас уже, скажем так, фильм смонтирован и мы вместе с режиссером отсматриваем монтаж и я вношу какие-то свои, скажем так, соображения. Это порой очень актуально, потому что, естественно, человек не знает эту историю, и он ее и не обязан знать, то есть получается, что только я могу сказать, что вот эта фотография, она вот оттуда, из этого периода, а не из этого, она не иллюстрирует эту ситуацию, она иллюстрирует ту ситуацию, ее надо туда поставить. Какие-то такие моменты, чтобы соответствие текста и видео сохранялось.
Звуки: Недавно было тридцатилетие первого альбома группы Ноль. Я знаю, что вы делаете по этому поводу тематический блок в концертах, все верно? Кстати, как сегодня люди реагируют на эти песни? Они же совсем из другой эпохи.
Федор: Было очень интересно, потому что мы подготовили две песни из первого альбома, и они как раз не из тех песен, что крутятся по радио, они, скажем так, не из сильно известных, но было очень приятно отметить, что люди были готовы подпевать, как будто они настолько хорошо находятся в материале. Прошло все очень хорошо.
Звуки: А есть ли какие-то старые песни из репертуара "Ноля", которые вам сейчас совершенно не хочется петь в силу разных причин?
Федор: Да, таких песен достаточно много, я бы даже сказал, большинство. Открою небольшой секрет - с тридцатилетием, на самом деле, все еще не закончено, осенью мы уже запланировали, сейчас можно об этом говорить как о неком принятом решении, запланирована запись, причем уже запланированы даты, запись нового альбома. Этот альбом будет называться "Ноль плюс тридцать" и он будет состоять из 12 треков нолевых, причем включать в себя будет песни из каждого альбома. Это будет такой переигранный авторский сборник, но с определенными сюрпризами. То, что касается этого репертуара: для меня сейчас неприемлемы многие вещи, о которых там говорится, в частности, ненормативная лексика. Сразу все треки, которые включают что-то подобное, не могут быть исполнены по этим причинам. Кроме того, пытаться оттуда удалять что-то бессмысленно, потому что, как говорится, из песни слова не выкинешь. Если ты промолчишь, в зале все равно будут орать. Поэтому здесь все равно вариантов нету. Потом, песня "Возвращаюсь раз под вечер, накурившись гашиша" тоже не пойдет, потому что я не употребляю и не собираюсь об этом петь,- кроме того, я вообще не курю. Ну и еще ряд каких-то песен - мне трудно переступить через себя, потому что я понимаю, что это какая-то сильнейшая глупость, у меня нет сил взять и начать это петь. Я регулярно пересматриваю репертуар и думаю, может. там что-то еще можно оттуда взять, но альбом из 12 треков - он будет.
Звуки: А под это опять будет запущена какая-то краудфандинговая кампания? Последний опыт был очень удачным?
Федор: Нет, в этот раз мы не будем делать кампанию, альбом будет просто доступен в предпродажах, и все.
У всех разное отношение к краунфандингу, но мне кажется, я не сильно погрешу против истины, если скажу, что он работает на тех, у кого уже есть какая-то устоявшаяся аудитория, а совсем со стартовой площадки сложно собирать деньги. Самые успешные кампании по сбору были у Гребенщикова, который собрал под восемь миллионов на запись нового альбома.
Если сравнивать шоу-бизнес в Америке и в России, то понятно, что это разные вещи, и американские артисты такого уровня, как Борис Гребенщиков, вряд ли будут таким образом решать свои проблемы, но у нас получается, что даже большому артисту понадобился краудфандинг. Я могу сказать на своем опыте, который мне понятен лучше всего, что да, краудфандинг - это очень эффективно, и даже не только в вопросе сбора денежных средств. Средства, при желании, если бы очень захотелось, можно найти - это всегда вопрос отклика. Сейчас, в эпоху интернета, вышел альбом - и сразу на всех торрентах страны. В принципе, получается, все, что ты заработал - это все было "до", а все, что после - ну так, "уже все было". Потому что распространение альбома дальше - оно неконтролируемо. В результате выходит альбом, проходит два дня - и о нем уже забыли, потому что прошла какая-то новая новость, прошла какая-то новая волна. Альбом - это серьезная работа, в которую серьезно вкладываешься, не только финансово, но и эмоционально, временем и так далее. Хочется элементарно какого-то отклика. Для нас краудфандинг оказался в этом плане очень хорош: еще в процессе записи альбома к нему было привлечено такое внимание, такой интерес, что, когда он выходил, его ждали - вот этот как раз очень хорошая сторона вопроса. Но, с другой стороны, это немножко утомительно, эту кампанию нам пришлось просто пережить, надо было ее все время поддерживать для того, чтобы она была успешной - какие-то новые новости, новые ролики. Это тоже работа, которая занимает и время, и силы. И сейчас кидаться в новую краудфандинговую кампанию я не готов. Мы рассчитываем, что такой альбом, как "Ноль плюс тридцать" и так будет востребован, поэтому в этот раз обойдемся без краудфандинга, но это не значит, что отношение поменялось или что-то в этой ситуации кажется нам ненужным.
Звуки: Завершу разговор не очень веселой темой, потому что в 2016 году следует некролог за некрологом. Чья смерть произвела на вас наибольшее впечатление и какая потеря была самой горькой?
Федор: Может быть, я не очень в курсе или я что-то или кого-то пропустил или просто сейчас я не помню, но у меня первое что пришло мне в голову - это смерть Принца. Но я никогда не интересовался его творчеством. Но как выяснилось по статьям, которые выходили в Daily Mail, что Принц являлся моим единоверцем, и для меня это важно.
Дмитрий КУРКИН (ЗВУКИ РУ)
опубликовано на сайте zvuki.ru
http://www.zvuki.ru/R/P/75406/