Федор Чистяков: "Мы чувствовали, что создаем что-то очень горячее, чувствовали обратную связь"

16 июня легендарный Федор Чистяков с большим успехом презентовал в клубе Yotaspace свой свежий альбом Без дураков. Накануне концерта (а также в преддверии своего выступления на фестивале «Дикая Мята») музыкант дал большое интервью Rockcult, в котором поведал о таинственном соавторе, грядущих релизах и особенностях гастрольной жизни в советское время.
Rockcult: Спасибо, Федор, что согласились на интервью. Начать хотелось бы с Вашего альбома «Без дураков», который вы презентуете завтра. Расскажите, пожалуйста, о том, как он придумывался, создавался. Я читал в одном недавнем интервью, что идея этой пластинки пришла к вам после возвращения из продолжительного отдыха за границей в нашу повседневность, где на вас стеной хлынул информационный поток. Так ли это?
ФЧ: Дело не совсем в этом. Я уже говорил в некоторых интервью, и вы сами могли прочитать на обложке альбома, что авторами текстов обозначены Федор Чистяков и Индиана Грей. В общем, есть еще один автор.
Rockcult: И кто этот таинственный автор?
ФЧ: Он выступает под псевдонимом и по определенным причинам не хочет быть публичным человеком. Он просто написал песни, но у него нет никакого желания заниматься всеми сопутствующими делами – пиаром, антипиаром, самопиаром и пр., он не хочет болеть головой обо всём этом, и я его понимаю. Просто у него был ряд песен, с которыми я познакомился и подумывал о том, что с некоторыми из них неплохо было бы сделать. Мне они понравились. Но не было какого-то момента, чтобы сказать себе: «Все! Пора взяться за дело». И вот когда я вернулся после месячного отсутствия, то увидел, что дела идут не так, как хотелось бы, и что везде присутствует какой-то кризис. Может, не обязательно внешний, а, скорее, кризис творческий, кризис развития. Тут и пришла в голову мысль записать что-нибудь антикризисное, антидепрессивное. Вот так, собственно, и начиналась история альбома. Это никак не связано с содержанием этих песен, они уже были написаны до этого момента. Потом в них вносились какие-то изменения. Но, в целом, они уже на тот момент существовали и потом не были принципиально изменены.
Rockcult: То есть у вас были, так скажем, черновики песен, демки, написанные загадочным Индианой Греем (/загадочной Индианой Грей). А потом вы с музыкантами их в студии дорабатывали?
ФЧ: Не совсем дорабатывали. Изначально эти песни были в другом исполнении, а потом их начал петь я. И это, разумеется, внесло определенные коррективы. Мне нужно было эти песни воплотить в себя.
Rockcult: У альбома очень яркая и запоминающаяся обложка. Расскажите, пожалуйста, кто ее автор? И участвовали ли вы как-то в ее создании?
ФЧ: Обложку нарисовал питерский художник Максим Ляпунов. Если говорить об идее обложки, то первоначально я предполагал, что на обложке вообще не будет никакого рисунка, что на ней будет просто написано «Без дураков», что-то вроде «Белого альбома» Битлов. Но потом появилась мысль, что обложка должна привлекать внимание, и что на ней должно быть изображено что-то интереснее, чем просто белый фон. Однажды я увидел, что на ней должен быть изображён Кинг Конг на подводной лодке из песни «Термоядерный ответ». Я объяснил эту идею Максиму, он ее очень хорошо поймал и воплотил, с одной стороны, не искажая основной концепции, но в то же время, привнеся в нее некоторые изящные элементы, от которых все еще стало лучше.
Rockcult: Общаясь с вами в марте, на примере доступных на тот момент треков - «Песня одноглазого пирата» и «Дефолт», я отметил, что тексты этих песен отличаются от того, что Вы делали раньше, а также увидел в них майковскую традицию, в частности «Уездного города N» с его галереей непонятно как между собой связанных исторических персонажей.
ФЧ: Только отголоски стали громче (смеется).
Rockcult: Тогда Вы мне сказали, что все объясните позже, когда выйдет альбом. И вот, прослушав его, я не мог не отметить, что, в отличие от Майка, речь идет не об абстрактном городе N, а о нашей жизни. На что в частности указывает огромное количество ссылок или, как сейчас модно говорить, тэгов на эту нашу повседневность. К тому же сейчас Вы мне сообщили, что у Вас, оказывается, был соавтор, что во многом и объясняет ситуацию с текстами. Но, тем не менее, может, у Вас есть, что к этому добавить. Уж очень они вышли злободневными и необычными при всей своей ироничности и абсурдности.
ФЧ: Когда я услышал эти песни, то мне они очень понравились. Это было очень неожиданно, когда абстрактный Джеймс Бонд и Кинг-Конг очень органично входят в нашу повседневную жизнь. И, какими бы абсурдными эти стихи не казались на первый взгляд, они рисуют абсолютно четкую, совершенно осязаемую картину. Абсурдность сюжета как раз и делает все это очень веселым. Материал сразу зацепил и меня, и музыкантов. Когда я первый раз услышал песню «Джеймс Бонд», я помню, что бегал по комнате и в восторге звонил всем участникам группы, и «рассказывал» эту песню по телефону. Единодушно пришли к выводу, что это бомба, и будем эту вещь делать.
Rockcult: Я слышал, что Вы в этом году готовите еще один релиз «Ноль +30». Так ли это?
ФЧ: Я его еще не готовлю, но вскоре этим займусь, да.
Rockcult: Я так понял, что это будет своего рода антология песен группы Ноль, но уже в новом варианте?
ФЧ: Не совсем. Антология подразумевает какую-то энциклопедичность и верность букве.
Rockcult:Но на нем ведь будут представлены песни со всех альбомов?
ФЧ: Да.
Rockcult: У Вас был уже подобный диск Updated 2012. Чем будет этот релиз отличаться?
ФЧ: На пластинке Updated 2012 был ряд интересных идей и задумок. Но я сейчас понимаю, что на ней нет четкого вектора, и непонятно, для кого она предназначена, и кто ее вообще должен слушать. Она не получилась целостной по идее, и непонятно, какой месседж несет. Там действительно было несколько переработанных песен «Ноля». Но это были песни «Человек и кошка» и «Улица Ленина 20 лет спустя», которые по сути новые. Здесь же готовится к выходу именно сборник, посвященный тридцатилетию выхода моего первого альбома. Песни останутся прежними, просто они будут сыграны заново в студии. К этому шагу меня подтолкнули обстоятельства. Я обнаружил в интернете статью о том, что Федор Чистяков вместе с группой «Ноль» выпустили новый альбом. Это был сборник песен группы «Ноль». Его даже можно было скачать. Это был просто очередной сборник, надёрганный из разных альбомов с совершенно кошмарной обложкой, которую кое-где ещё можно увидеть. К счастью, удалось остановить все это дело. Но вопрос о необходимости сборника повис в воздухе. Если не сделаешь это сам, то это сделают вместо тебя, и всё будет ещё хуже.
В готовящемся сборнике будут по-новому сыграны старые песни, среди которых будут и те, что я давно публично не исполнял, сюрпризы будут тоже. Куда без них? (усмехается).
Rockcult: А к имеющимся официальным сборникам Вы имеете отношение?
ФЧ: В целом - нет. Хоть их было много - All the best, и All the best 2, и сборник «Легенды Русского Рока», - все это делалось без меня.
Rockcult: На этот альбом тоже будут собираться средства на planeta.ru?
ФЧ: Нет.
Rockcult: А как Вы вообще оцениваете опыт краудфандинга. Что он Вам дал?
ФЧ: (смеется) Мы вот сегодня с Юрием (администратором Федора – прим. Rockсult) ехали в Москву и вспомнили анекдот про старого еврея, который покупал яйца за 13 копеек, варил их и продавал за те же 13 копеек. И когда у него спрашивали: «А зачем?», то он отвечал: «Ну, во-первых, остается навар. А во-вторых, всегда при деле». Так и тут. (смеется) Ну вообще, я положительно оцениваю этот краудфандинг. Не в смысле средств, которые он принес. А потому что это было такое общее дело, в котором поучаствовало достаточно много людей, что положительно повлияло на сам процесс записи, и сам продукт. Мы чувствовали, что создаем что-то очень горячее, чувствовали обратную связь. Это очень положительно повлияло на альбом. И эта кампания создала альбому очень хорошее промо.
Rockcult:Новый альбом тоже выйдет на виниле?
ФЧ: Да.
Rockcult:Я смотрю, у Вас к винилу особое теплое чувство. Наверняка у Вас большая коллекция.
ФЧ: Так вышло, что у меня нет проигрывателя, поэтому и коллекции тоже нет.
Rockcult: Неожиданно. А какая была первая Ваша пластинка, которую Вы осознанно купили?
ФЧ: Я не помню. Пластинки мы тогда покупали на толкучке в Автово. Не помню, что именно это было, скорее всего, это было что-то малозначимое. Одна из первых виниловых пластинок была бразильский (т.е. палёный) Cosmo`s Factory (Creedence Clearwater Revival). Потом, когда группа «Ноль» стал ездить за границу, коллекцию удалось качественно пополнить. Потом все разнесло ветром.
Rockcult: Я следил за Вашим гастрольным графиком и заметил, что Вы выступаете хоть и регулярно, но не так часто, как некоторые ваши коллеги, работающие по схеме «альбом – большое турне». С чем это связано?
ФЧ: Коротко говоря, долгое время у меня не было особой уверенности, что я вообще хочу музыкой заниматься. Я пытался заниматься другими вещами. И все мои музыкальные работы были своего рода экспериментами, поиском. Поэтому я не придавал им большого значения. И даже если кто-то и пытался выстроить вокруг этого какую-то схему, то я, как сейчас понимаю, подсознательно мешал этому.
Rockcult:А за границу Вас не зовут выступать?
ФЧ: Если говорить о конце 80-х – начале 90-х, то к русской рок-музыке и к русской культуре вообще был большой интерес в связи с перестройкой. Тогда было очень много фестивалей в Европе. Весь рок-клуб выезжал за границу. Сейчас времена поменялись, и туда выбраться, с одной стороны, проще, с другой - гораздо сложнее. Не могу сказать, что я прикладываю к этому сознательные усилия. Может, время еще не пришло.
Rockcult: А хотелось бы? В Америку, скажем, или Лондон, где сильная русская диаспора. И где регулярно выступают наши группы?
ФЧ: Это, конечно, было бы интересно, познавательно.
Rockcult: Очень странно, конечно, что Вас не приглашают. Кстати о гастролях. Я где-то читал одну занимательную историю об одном Вашем концерте времен «Ноля», кажется, в Архангельске, когда во время вашего выступления толпа неистовствовала, примерно как наши фанаты сейчас во Франции.
ФЧ: я понял, о чем Вы. Это был фестиваль в Архангельске, да. Хотите, чтобы я об этом рассказал?
Rockcult: Да, было бы интересно.
ФЧ: То были абсолютно дикие времена, и даже то, каким вы языком пытаетесь это описать, показывает, что Вы человек не того времени. «Публика неистовствовала» - это вообще не те слова. И вообще, многие вещи, которые тогда происходили, современным людям, в те времена не жившим, не понять. Все находилось в очень дремучем состоянии. Организацией концертов занимались люди непрофессиональные. Да и не было и аппаратуры как таковой. Все было очень бедно, и уровень всего был очень низкий. Конечно, в те времена совершалось очень много и героических вещей, но и очень много вещей безответственных, когда ты мог легко попасть в какую-то авантюру и выйти крайним. Однажды один человек пригласил нас приехать в Архангельск и сыграть на фестивале. Надо понимать, что мы были советские люди, причём молодые. И были воспитаны так, что деньги зарабатывать – есть в этом что-то порочное. По той системе ценностей деньги делали спекулянты, нехорошие люди, а честные люди жили на ставку и пенсию, и больше всего в жизни дорожили стажем. Ну и, в моём представлении, настоящие рокеры должны были быть за идею, ведь кругом – рок-н-рольное братство. Таким примерно я тогда видел мир. Поэтому, когда группа «Ноль» получила приглашение приехать в Архангельск, разговор о деньгах какой-то и шел, но сам процесс для нас был важнее. Договора никакие не составлялись. А у нас при этом ещё и не было никакого опыта: ни профессионального, ни сценического. Если сейчас какую-то группу могут составлять музыканты, которые много лет играли в клубах, играли каверы, содержали точки с аппаратом и тому далее, то у нас этого вообще не было. Мы репетировали в военно-патриотическом клубе, что-то записывали дома, а потом в студии у Тропилло, ну ещё сыграли пару концертов. Вот и весь опыт. В общем, приехали мы в Архангельск. И поселили нас в гостинце даже, чему я до сих пор удивляюсь. Тому, что это все было проплачено. И, значит, организаторов были всё же какие-то деньги.
Rockcult: То есть, была настолько ужасная организация, что даже такие элементарные вещи вызывают сейчас удивление?
ФЧ: Именно. Ну а дальше начались чудеса. Пришли организаторы и говорят, что, мол, с деньгами проблемы, мы не можем вас даже кормить. И нас кормили сочувствовавшие поклонники, приносили еду в гостиницу или приглашали куда-нибудь. Помню, бас-гитарист группы «Облачный Край» провёл с нами много времени и очень поддержал. Ну а потом мы поехали на фестиваль. Архангельск – город такой вытянутый вдоль реки. Один край города это одно, а второй – совершенно другое. И там есть такой район Саламбала, где находился ДК, в котором проводился фестиваль. В этот ДК в основном приходили люди, которые работали на близлежащем заводе. И они по обыкновению ходили в этот Дом Культуры «культурно» отдыхать. Приезжаем мы туда и по времени уже пора начаться фестивалю. Туда также, помню, приехала группа «Фронт» металлическая. В отличие от нас, простых ребят, в простой одежде, совсем не стильных, группа «Фронт» были настоящие металлисты: в косухах, с цепями, перстни такие рокерские. И вот заходим мы в дом культуры в момент, когда все уже должно начаться, и первое, что бросается в глаза в холле ДК, так это окровавленные и перемотанные головы посетителей этого фестиваля. И мы понимаем, что-то здесь происходит, что-то не очень хорошее. Заходим в зал, люди сидят, зал-то сидячий. Кто-то что-то выпивает, даже ели, кажется. В зале горит свет, как в комнате, и на сцене ставят аппаратуру, хотя фестиваль должен уже идти полным ходом, а ее только привезли. Вы бы видели эту аппаратуру. Скрепляли синей изолентой стойки, у которых даже не было крепежа! Ну а парни с завода пришли, они хотят отдыхать, уже выпили, а делать нечего. Особенно гостям, конечно, хочется навалять по всем пацанским принципам. Организаторы ко мне подходят и говорят: «Видите, Федор, какая картина. Аппаратуру только привезли. Народ буянит. Не могли бы вы пойти в фойе зала и поиграть там на баяне? Ну, чтоб успокоились люди. А мы пока все настроим.»
Я начинаю потихоньку съезжать с этого разговора. Мол, да не знаю, не умею и т.п. И мы все понимаем, что отсюда надо просто валить. А как это сделать - непонятно, поскольку внизу на первом этаже уже идет бойня. Группа «Фронт» уже сидят: кто с фингалом, кто с разбитой губищей, ну, металлисты же - парни видные – они первые и получили. И вот мы стоим, обсуждаем, что делать, и тут неожиданно меня кто-то хлопает по плечу. Оборачиваюсь и вижу Сергея Богаева – лидера группы «Облачный край». Мы познакомились раньше в студии Андрея Тропилло, когда он приезжал в Питер на запись. Оказалось, он работал электриком этом ДК. Рядом оказалось его рабочее место - каморка электрика. Он был в шоке, конечно, как нас туда занесло, и от организаторов, и вообще от всего того, что там происходило. Вот он нас и вывел через крышу и черный ход, с инструментами. Вот так мы съездили в Архангельск на фестиваль (смеется).
Rockcult: Замечательная история. В наше время и правда такое сложно представить. А правда ли, что песня «Северное буги» было частично навеяна этими событиями?
ФЧ: Ну, не сказать, что песня «Северное буги» навеяна конкретно этими событиями... здесь скорее тема севера, ментальности северной. Ну, у нас в Питере тоже север, в принципе. Такое вот суровое северное буги.
Rockcult: Расскажите про фильм «Выше ноля». Готов ли он?
ФЧ: Фильм… Все еще, к сожалению, продолжается работа. Была надежда, что закончится она к концерту в Yotaspace.
Rockcult: Расскажите немного, о чем фильм. Я почему-то сначала думал, что это концертный фильм, потому что так же назывался ваш недавний лайв-альбом, а тут неожиданно выяснил, что у него есть еще и вторая часть.
ФЧ: На самом деле, тут довольно сложная идея. Сложная потому, что прошла сложный путь, обросла подробностями. В результате проект состоит из концерта в ЛДМ. Он уже есть и в аудио и видео версии. Это первая часть, ну а вторая часть - документальный фильм.
Rockcult: Как я понял, он, в целом, о том, чем Вы занимались с момента распада «Ноля» до 2009 года.
ФЧ: Даже до сегодняшнего дня.
Rockcult: Просто 2009 год фигурировал как такой... переломный.
ФЧ: С 2005-го по 2009 год я музыкой не занимался. А с 2009 снова начал.
Rockcult: А что на это повлияло? Знакомство с группой «Кафе» или еще что?
ФЧ: Вот как раз фильм эти моменты и поднимает.
Rockcult: Федор, а почему на Ваши песни так мало клипов?
ФЧ: Вопрос насущный. На самом деле, мы сейчас серьёзно об этом думаем.
Ну, а если говорить о клипах которые были раньше, то, например, клип на песню «Человек и кошка» сделал вообще один аниматор – Святослав Ушаков, с которым мы до этого не были знакомы.
И сделал его по собственному вдохновению и инициативе, на собственных резервах. Мне был представлен уже готовый клип. Мы встретились лишь в телемосте, и мне жаль, что мне не хватило понимания, и я откровенно неодобрительно отреагировал на его титанический труд. Мне было трудно смириться с таким выбором репертуара.
Отчасти, я считаю, именно в этом заложен успех этой работы, в том, что идея пришла извне. Клип на песню «Иду, курю» снял режиссер Бахыт Килибаев. Можно сказать, что это был его выбор, именно эту песню он и хотел снять (смеется). Как он сказал в одном интервью: « Мы хотели поддержать людей». Ну, вот и «поддержали». И еще был клип снятый на 16 мм камеру. И это даже не клип, а такой взрыв мозга – «Песня О Настоящем Индейце». И ни к одному из этих клипов я рук ни прикладывал. То вот сейчас я был очень рад, если были бы идея, предложения, мысли. Непонятно даже, кто бы это мог снять. Самое главное, что бы это было кому-нибудь по-настоящему интересно.
Rockcult: А сами бы не хотели попробовать? Вы ведь увлекаетесь видеосъемкой?
ФЧ: Мысли такие приходят в голову, но я не могу себе позволить сейчас в это погрузиться. К тому же мне просто принципиально не хочется это делать самому. Здесь важно сотрудничество.
Rockcult: Вы приезжаете расширенным составом. Расскажите поподробнее об о музыкантах, о программе.
ФЧ: Будет перкуссионист Олег Шар, который играл в Аквариуме и Аукцыоне. На ютьюбе уже можно увидеть нашу презентацию и понять, как все эту вживую выглядит. Еще и девушки-вокалистки. В общем, будет весь тот состав, который участвовал в записи альбома.
Rockcult: А на «Дикой Мяте» вы тем же составом выступите?
ФЧ: Нет, на «Дикой мяте» только базовый состав – 5 человек.
Rockcult: А раньше на «Мяте» вы выступали? Или на «Нашествии»?
ФЧ: На «Мяте» - нет. На «Нашествии» - да.
Rockcult: То есть, это ваше первое выступление на такого рода крупном статусном фестивале?
ФЧ: Будет интересно посмотреть, что это такое.
Rockcult: Тогда удачных вам концертов. И спасибо большое за разговор.


беседовал Александр Нурабаев

опубликовано на сайте rockcult.ru
http://rockcult.ru/interview-fedor-chistyakov-2016-2

26.06.16