Чем заиграл уходящий год.
Лучшие музыкальные альбомы 2016 года


David Bowie. «Blackstar»
Первый громкий альбом года и один из самых трагичных. В то же время одна из сильнейших работ в дискографии Дэвида Боуи, задуманная им как прощание, но не слезливое, а величественное, яркое и авантюрное, как и вся его богатая творческая биография. Записанный с фри-джазовым комбо, альбом стал своего рода камертоном года, определил его характер — и в трагическом, и в музыкальном смысле. Кроме того, сам Дэвид проявил невероятную прозорливость, придумав похожее на бесконечный ребус оформление — обладатели винилового издания «Blackstar» до сих пор открывают в нем новые детали.

Leonard Cohen. «You Want It Darker»
В отличие от Боуи уход Коэна не стал особенным сюрпризом. 82-летний фолк-патриарх незадолго до выхода альбома (и смерти) дал огромное интервью The New Yorker, рассказав о том, что готов спокойно покинуть этот мир. Примерно об этом и весь альбом — лучший у Коэна за долгие годы. Причем как текстуально (каждая песня здесь напоминает о том, что Леонард прежде всего поэт), так и музыкально — благодаря тончайшей продюсерской работе сына певца Адама. Последний, кстати, вскоре после смерти отца обмолвился, что от сессий «You Want It Darker» осталось несколько невыпущенных песен, которые, возможно, увидят свет в ближайшие годы.

Баста. «Баста 5»
Безусловно, самый большой российский альбом года, доказавший статус Василия Вакуленко как главного народного героя момента. Он легко появляется на улицах, спускается в метро, а потом два дня подряд собирает Кремль и выпускает двойной альбом из двух с половиной десятков песен. Масштаб оправдан — Басте есть что сказать и спеть своим слушателям. Жанровая палитра здесь варьируется от романса о любви к Родине («Там, где нас нет») до пряного трэпа («XTZ»), от кавер-версии Галича («Черт») до стадионного гимна («Космос»). Дальше, по всей видимости, будет еще интереснее: на ближайшее время запланированы новый альбом Ноггано и сольник на круглой арене «Олимпийского». Сомневаться в том, что у Басты получится, не приходится.

Федор Чистяков. «Без дураков»
Прошедший до обидного незамеченным первый за долгие годы полностью новый альбом Федора Чистякова. При этом «Без дураков» стоит большей части русской музыки последних лет. Это легко сыгранная и в то же время невероятно изобретательно придуманная музыка, песни, которые из рокабилли могут без предупреждения вырасти в фолк, кантри, ритм-н-блюз, а потом еще и взорваться гилморовским психоделическим соло. Кроме того, эта пластинка — ярчайшее доказательство того, что Чистяков — по-прежнему лучший музыкант и фронтмен русского рока. Тексты новых песен — хаотическое осмысление новостной повестки, веселый очерк нового вавилонского столпотворения (или Рагнарека), на которое его лирический герой (который не слишком, кажется, отличается от автора) взирает с готовностью ввязаться в вечный бой, но в то же время с митьковским нежеланием кого бы то ни было победить.

Kendrick Lamar. «Untitled Unmastered»
Альбом ауттейков с магнум опуса Кендрика «To Pimp a Butterfly», по легенде, увидел свет благодаря просьбе баскетболиста Леброна Джеймса, который услышал эти песни и публично (в твиттере) попросил Ламара их опубликовать. Впрочем, сложно поверить, что безымянные композиции, которые Кендрик то и дело исполнял на протяжении года, вовсе не планировалось выпускать — материал на «Untitled Unmastered» представлен без дураков великолепный. Если говорить о каких-то отличиях от предыдущих альбомов, то здесь рэпер в большей мере, чем раньше, предстает прежде всего джазменом — наследником Майлза Дэвиса, которым его окрестили на последней церемонии «Грэмми». Песни здесь возникают будто бы сами собой, из свободной импровизации, и оттого уровень их качества кажется еще выше.

Run The Jewels. «RTJ3»
Внезапно выпущенный почти за месяц до назначенной даты, третий альбом хип-хоп-дуэта моментально заставил покраснеть тех, кто поспешил со своими итогами музыкального года. Эл-Пи и Киллер Майк, одни из лучших людей в мировом рэпе, выпустили ожидаемо блистательную пластинку, полную едкого сарказма. Если сравнивать «RTJ3» с предыдущими работами Run The Jewels, то это, пожалуй, самый удобоваримый (и самый длинный) их альбом. Воспитанный на джазе рыжий битмейкер Эл-Пи наполнил пластинку пружинистой и клаустрофобичной музыкой, под которую хорошо передвигаться по закоулкам любого из мировых мегаполисов. Это рэп с бесстрашной сардонической усмешкой — едва ли самый злободневный на данный исторический момент музыкальный жанр.

James. «Girl at The End of The World»
Сладкоголосый бритый детина Тим Бут и его банда самых странных звезд «мэдчестера» получили новое дыхание на предыдущем альбоме «La Petite Mort». Новая пластинка развивает идеи стадионного брит-попа — героям рабочего класса James даже удалось на некоторое время завладеть вершиной британского чарта, свергнув оттуда Адель. Секрет их успеха прост — обволакивающие клавиши, гипнотический бит и настроение апокалиптической городской романтики, которое дарит парящий над многослойными гитарами вокал Бута.

Banks and Steelz. «Anything But Words»
Выяснения отношений между участниками Wu-Tang Clan и Мартином Шкрелли, купившим единственный экземпляр их альбома «Once Upon A Time In Shaolin», оставили в тени выход этого альбома — и очень зря. Ключевой участник рэп-синдиката Ризза объединил силы с вокалистом группы Interpol Полом Бэнксом, и результат, честно говоря, превзошел все ожидания. Да, Бэнкс поет припевы, а Ризза отвечает за речитатив в куплетах, но роли то и дело меняются, а на изобретательный бит накладываются записанные Полом гитары. Жанр «Anything But Words» таким образом с трудом поддается определению. Очевидно, однако, что это невероятно хитовая, веская и при этом кинематографичная музыка, подходящая к любому времени года.

Swans «The Glowing Man»
Этим альбомом Майкл Джира закрывает нынешнюю главу в истории своей главной группы — Swans. Самая первобытная группа индастриал-рока для этой цели выбрала формат тройного альбома, при прослушивании которого легко можно заблудиться — в незнакомых переулках, вечернем лесу или собственных мыслях. Шаманизм, которым всегда славился Джира, здесь доведен до предела, песни идут по 20 минут, а катарсис неизбежен.

Kanye West. «Life of Pablo»
Монструозный новый альбом главного рэп-сумасброда был выпущен в формате «work in progress» и довольно долго дорабатывался автором. Сегодня, когда Канье отменил турне и лечится от нервного переутомления, можно наконец в полной мере оценить эту работу. И увидеть, что она вышла действительно блистательной. Многочисленные элементы, из которых эрудит Уэст собирает свой стиль, поначалу казались чем-то вроде сломанного калейдоскопа, но сейчас сложились во вполне однородную мозаику. «Life Of Pablo» — это максимально комфортное путешествие в мир американского психопата, который всерьез собирается баллотироваться на президентский пост в 2020 году, и уже поэтому альбом заслуживает внимания. Впрочем, прежде всего это крайне затейливая, эксцентричная, но обаятельная музыка, доказывающая, что хип-хоп по-прежнему способен быть больше, чем хип-хоп.

Frank Ocean. «Blonde»
Еще один долгострой, поначалу оставивший публику в недоумении. Новая работа трепетного соул-неврастеника Фрэнка Оушена не подходит для освоения нахрапом. «Blonde» нужно слушать вдумчиво и неоднократно, но усилия обязательно будут вознаграждены. Это многослойная, сложная и очень красивая музыка, которая не просто описывает, легко ли быть молодым (за что Оушена полюбили на этапе предыдущей пластинки «Channel Orange»), а устремляется в будущее, которое представляется Фрэнку тягучим, но неизменно захватывающим.

Red Hot Chili Peppers. «The Getaway»
После смены гитариста (место Джона Фрусчанте занял его друг Джош Клингхоффер) и кризисного альбома «I'm With You» многие поставили на фанк-рокерах крест, но только не они сами. Для модернизации собственного стиля они впервые за долгие годы сменили своего постоянного продюсера Рика Рубина на ретрокудесника Дэнжера Мауса, с которым долго прорабатывали каждый элемент новых песен. Итогом стала самая интересная и взрослая пластинка RHCP за последние 20 лет — со времен выхода записанного с Дэйвом Наварро обморочного «One Hot Minute». На «The Getaway» нашлось место сырому року («Detroit»), лихому фанку, краут- и арт-року, а Энтони Кидис наконец-то научился попадать в ноты. Квартет доказал способность и готовность к развитию и экспериментам, на которые, скажем прямо, мало кто решается на пороге шестого десятка.

В нынешнем году главной бомбой британской музыки грайм стал злободневный и лихой альбом рэпера Скепты «Konnichiwa». Однако эта пластинка предназначена все-таки больше для внутреннего пользования, тогда как альбом товарища Скепты по прозвищу Кано — идеальная точка входа в грайм для всех желающих. Чего здесь только нет — агрессивный дасбтеповый бас, дэнсхолл, Дэймон Албарн на подпевках. «Made in the Manor» — это своего рода антология британской музыки последнего полувека, пропущенная через фильтр быстрого и резкого, в духе времени грайма.

Deftones «Gore»
Музыканты Deftones признаются, что на новом альбоме впервые в полной мере смирились со смертью одного из основателей группы — бас-гитариста Чи Ченга. Итогом стала едва ли не самая красивая в дискографии калифорнийских металлистов пластинка, в которой нежность и мечтательность шугейза входит в идеальный резонанс с металлической агрессией.

Korn. «Serenity of Suffering»
Едва ли не главные иконы ню-металла из калифорнийского Бейкерсфилда чудом выбрались из амплуа брутальных нытиков с тяжким прошлым и сегодня учат поклонников не опускать руки, а музыку играют скорее героическую, чем депрессивную. Сочетание хип-хоповых ритмов, тяжелых гитар и композиционной изобретательности дарят не депрессию, а нешуточное воодушевление, а по музыкальным способностям Korn способны оставить далеко позади даже старших товарищей типа Metallica.

Kings of Leon. «WALLS»
Выбравшись из-под гнета деревенского происхождения, нэшвилльский квартет вдоволь наигрался на предыдущих альбомах в стадионный рок в традиции U2 и решил двинуться своей дорогой. «WALLS» — это не тур-де-форс, а короткая, но очень разноплановая работа, на которой нашлось место фанку, скоростным инди-рокерским номерам (типа хита «Find Me») и эпическому финалу в духе Тома Петти («WALLS»). Болезнь роста братьям Фоллоуилам больше, видимо, не грозит — каждая из этих трех песен содержит столько музыкальных идей, что легко может быть развернута для исполнения с оркестром.

Kula Shaker. «K 2.0»
Самые удивительные и неприступные герои брит-попа в этом году вернулись, чтобы отпраздновать двадцатилетие дебютного альбома «K», благодаря которому получила свое имя новая пластинка. Вечно молодой Криспиан Миллз, впрочем, не стал злоупотреблять упражнениями в молодецкой удали — в отличие, например, от тоже выпустивших новый альбом Suede. «K 2.0» — это очень уверенная, негромкая и неожиданно американская пластинка, построенная на кантри, ритм-н-блюзе и традиционной для британцев психоделии. При этом многие песни с этого альбома уже заняли прочное место в концертной программе квартета, а ураганный номер «Mountain Lifter» можно хоть сейчас включать в сборник лучших хитов брит-попа вообще.

Unloved «Guilty of Love»
Новый проект матерого композитора Дэвида Холмса, известного благодаря филигранным звуковым дорожкам фильмов Стивена Содерберга («11 друзей Оушена», «Нокаут» и др.). Для этого альбома Холмс собрал группу единомышленников, а к микрофону поставил татуированную красотку Джейд Винсент, которая способна к перевоплощениям в диапазоне от томной дивы в духе Ланы дель Рей до фурии в традиции Siouxie and The Banshees. Результат — самый стильный и точно лучший нуар-рок альбом года, дающий понять, что идеи Холмса в этом направлении еще далеко не исчерпаны.

Wilco «Shmilco»
Выдающийся гитарист и композитор Джефф Твиди уже второе десятилетие ведет вперед группу Wilco — едва ли не лучший кантри-рокерский состав на свете. Дурашливое название здесь означает только кажущуюся легкость, с которой Твиди и компания пускают в ход все, что попадается под руку, конструируют фолк по арт-роковым лекалам и при этом успевают костерить американскую действительность. По всем меркам великолепная, а главное, совершенно универсальная запись.

Cass Mccombs. «Mangy Love»
Смурной фолк-рокер Касс Маккомбс стабильно записывает по альбому раз в два года и столь же стабильно держит марку качества. «Mangy Love» — едва ли не самая изобретательная его запись. Вслушиваться в эти песни можно бесконечно. При внешней простоте в них постоянно обнаруживаются новые инструменты, гитарные партии и мелодические нюансы — сказывается юношеское увлечение Касса творчеством Grateful Dead. В то же время главным инструментом здесь все равно остается спокойный голос, который рассказывает о маленьких трагедиях и комедиях большого американского города. Если есть какая-то музыка, которая способна облагородить пошловатое жанровое определение «городской романс», то это именно она.


Ярослав Забалуев

опубликовано на сайте gazeta.ru
https://www.gazeta.ru/culture/2016/12/28/a_10454435.shtml

29.12.2016