Тем пятничным утром я неспешно прихлёбывал чай, запивая печенье, и вполглаза смотрел, что же настучали за ночь на телетайпах дятлы информационных агентств. Хрень, хрень редкостная, хрень про Сирию, хрень про аварии на дорогах, хрень про цену нефти и курс евро, хрень про Украину, снова редкостная хрень, новости культуры. Так-так, что там у нас? Вечером в "Авроре" выступает Accordion Rock Orchestrion. А вот это уже не хрень. Это уже совсем не хрень! Квартет баянистов и аккордеонистов под управлением Дяди Фёдора Чистякова, играющий мировую рок-классику – это очень даже интересно. И пропускать такое зрелище явно не стоит. К тому же, в названии коллектива присутствует слово "аккордеон", а в имени Чистякова наличествует титул "дядя", и это значит, что у меня есть прекрасный повод приобщить к правильной музыке малолетнего племянника. А то юнец, только-только добравшийся до двузначного числа прожитых лет, хоть и терзает не первый год меха и клавиши да нечеловечески гордится дипломом международного музыкального конкурса, проходившего где-то вдали от Культурной Столицы, страшно далёк от рока.
Думаете, войти в "Аврору" просто? Купил билет и всё? Вы его купите для начала! Лично у меня сложилось ощущение, что печатают их в кассе на бумаге ручной работы. Причём, для каждого клиента этот процесс запускают "с нуля": Кассир берёт топор, идёт в ближайший лес, рубит дерево… В общем, из-за долгого стояния в едва ползущей очереди первая вещь концерта прошла мимо нас. Когда мы вошли в зал, доигрывались её последние ноты. Что это было, оставалось лишь догадываться. А дальше понеслись The Beach Boys и Led Zeppelin. "Чёрный пёс", разложенный на четверо мехов – это нечто! И забегая вперёд скажу вам, что это было не единственное обращение к творчеству Цеппелинов в этот вечер. Но, впрочем, не будем торопить события.
На сцене стояло множество стульев, и было ясно, что четвёркой баянистов дело не ограничится. Обязательно будут гости. Первыми из них стали легендарный виолончелист Всеволод Гаккель и ситарист Александр Конанчук. С ними была сыграна, а Севой ещё и спета, старинная вещь Аквариума "Два тракториста". Протяжность и ориентальность первой части песни заметно контрастировали с недетским драйвом второй половины. Проводив со сцены Всеволода и Александра, Чистяков напомнил публике, что в только что исполненной песне были слова "играет порой на баяне Сантану и Weather Report", а поскольку Сантану они уже сыграли (вот, значит, что мы пропустили в самом начале – кавер на Сантану!), то сейчас этот самый Weather Report и прозвучит. На сцену вышла ритм-секция – басист Сергей Никифоров и ударник Владимир Титов – и понёсся фьюжн. В баянной части это было восхитительно, а вот басово-барабанные проходы показались племяннику моему малолетнему излишне утомительными. Ну, что поделать, если мальчик тяготеет к академизму…
Следующими гостями оказались музыканты брасс-оркестра "Фаворит" в чёрных рубахах и белых подтяжках с дирижёром без фрака, но в кожаных штанах. Духовики без меховиков исполнили фантазии на темы The Beatles, а дальше началось самое интересное. Квартет баянистов, ритм-секция и оркестр стали играть что потяжелее: "Highway Star" Deep Purple, "Don't Stop Me Now" Queen и попурри, в котором смешались воедино "Шизофреник 21 века", "Железный человек" и "We Will Rock You". Прозвучала совершенно улётная версия "Smells Like Teen Spirit" и сами знаете чья чрезвычайно актуальная вещь о "Возвращении в СССР".
В какой-то момент трое из четверых баянистов покинули сцену, а Фёдор объявил, что человек с красной гитарой сейчас исполнит всем известную народную песню. "Какая же это гитара, дядя, когда это баян?!" – возмутился племянник. Какая, какая… Какая есть! Песня, которую Сергей Чипурнов исполнил с оркестром, оказалась более чем народной – это была "Луна над Алабамой" Брехта и Вайля, известная многим в версии The Doors. А из собственного творчества Джима Моррисона сотоварищи в какой-то момент прозвучала вещь "People are Strange". А вот старый чистяковский репертуар, который неоднократно просили нестройные голоса из зала, мы так и не услышали. Дядя Фёдор даже попенял со сцены, что народ разучился читать афиши и кроме слова "Чистяков" ничего не хочет на них видеть.
Музыканты играли с недетским драйвом. Ольга Короткая, сменившая за концерт несколько костюмов, сопровождала музицирование живой мимикой. Фёдор, по ощущениям, единственный из всей четвёрки чисто роковый человек, расхаживал по сцене, закидывал баян себе на плечи и там играл, что ваш Джими Хендрикс. Единственный аккордеонист в этом ансамбле Евгений Лысков вёл себя гораздо спокойнее. Ну а про электробаяниста Сергея Чипурнова речь уже была. Я наверняка упустил ещё какие-то исполненные в этот вечер композиции. Их было много, звучали они превосходно, но, право же, конспектировать этот концерт совершенно не хотелось. Атмосфера благоприятствовала погружению в музыку, а не чирканью в блокноте.
Ближе к концу концерта на сцене оказался "наш друг из Венесуэлы" – шляпа, цветастая рубаха, тёмные очки, гитара (единственная за этот вечер!) без деки, постоянные "буэнос ночес, амигос" и "мучас грасияс" – который прошёлся по "Лестнице в небо". Акустическая часть была исполнена им с духовым оркестром, а начиная с того момента, где в оригинале Джимми Пейдж начинал электрическое соло, во всю мощь мехов вступили баяны. И, кстати, "венесуэльский друг" оказался никаким не венесуэльским, а вполне себе питерским персонажем Алексеем Смирновым. И на последок "оркестрионовцы" вспомнили Дженис Джоплин, группу Slade, а заодно сыграли "Good Golly Miss Molly". Был ещё выход на бис, но что там прозвучало, почему-то не отпечаталось в моей памяти. Помню лишь, что на выходе из "Авроры" меня дёрнул за рукав племянничек: "Дядя, мне кажется, тебе не очень понравилось!" Отстань, мальчик! Я улетел и ещё не прилетел обратно!..
Александр Молодяков
опубликовано в блоге alexx-off.livejournal.com
http://alexx-off.livejournal.com/1638159.htm