Федор Чистяков: Я чувствовал себя как Курт Кобейн, которому удалось выжить

Федор Чистяков – бывший лидер группы «Ноль», автор хитов «Человек и кошка», «Песня о настоящем индейце» и многих других, выпускает новый альбом и фильм о своей жизни за последние двадцать лет под названием «Выше ноля». «Комсомольская правда в Петербурге» поговорила с одним из легендарных ленинградских музыкантов.

- О чем будет фильм, который вы сейчас делаете?

- Это фильм, который освещает период моей творческой деятельности после 1997 года. У него говорящее такое название - «Выше ноля». Многим известно, что было во время существования группы «Ноль». А ведь это совсем небольшой период моей жизни: с 1985 по 1992 год. При этом все остальные проекты находятся в тени. Я хочу вытащить их на свет.
У меня сохранилось какое-то количество архивных материалов. А самое главное, у меня есть определенные мысли, которыми хотелось поделиться. В фильме будет несколько новелл или главок. Каждая получит свое название. Первая часть, например, называется «Начать с ноля». Ну и, конечно, нужно добавить, что фильм делает замечательный человек Анатолий Зайончковский. Но вы его знаете.

- Да, он работает в «Комсомольской правде» редактором. Вы с ним вместе какие-то особые материалы готовите?

- Я бы не сказал, что там появится что-то сенсационное. В фильме есть моменты, не попавшие в официальные релизы и сборники. Какие-то закулисные съемки. Может быть, кому-то это будет интересно. Задача в этом фильме – показать процесс развития и дать к нему комментарии. Чтобы людям было понятно, зачем это происходило. Кстати, вместе с фильмом мы выпустим еще и видеоверсию концерта 17 января 2015 года в ЛДМ. Компания «Теледом» провела большую работу по монтажу этого концерта. Я его недавно посмотрел. Мне понравилось. Звук там очень хорошо записан.

- У вас в начале года вышел новый мини-альбом «Дефолт». Но это только разминка перед большим альбомом, я так понимаю?

- Да это как бы сингл. Хотя сейчас сингл – это вообще одна песня. А раньше, знаете, выпускали такие маленькие пластиночки. «Сторона 1» – одна песня, «Сторона 2» – другая. И «Дефолт» - это предвестник грядущего альбома «Без дураков». Мы как раз заканчиваем его сводить, чтобы 1 мая опубликовать. 13 мая пройдет презентация в Петербурге. А 16 июня – в Москве.

- В прошлом году вы выступали с музыкантами группы «Кафе». Этот альбом тоже с ними записали?

- Да, наш творческий союз продолжается. У нас, конечно, были трудности роста. Но они преодолены. Алексей Смирнов – это лидер группы «Кафе», отличный аранжировщик, мультиинструменталист, очень большой внес вклад в это дело. Альбом мы записали достаточно быстро и уверенно.

- Новый альбом вы записываете с помощь краудфандинга. Это, судя по всему, популярная тема для музыкантов.

- Сейчас в принципе такая ситуация в индустрии. Раньше звукозаписывающие компании вкладывали деньги в артистов, в их записи. Потом альбомы продавали в магазинах. Это приносило определенный доход. А сейчас диск сразу утекает в торренты, и дальше его уже никто не покупает. А запись качественного альбома – это серьезное вложение, и эмоциональное, и физическое, и временное.
На доходы от записи мы не рассчитываем. Краудфандинг – это решение проблемы. Частично это позволяет отбить затраты. Заработать – нет-нет. Это только Гребенщиков может себе позволить. Он заявляет 3 миллиона, а собирает 7. Молодец! Но у нас такой пропорции не будет. Зато эта кампания поддерживает интерес к альбому. Обычно о диске говорят один день, а потом он исчезает в море информации, в котором мы тонем. А сейчас постоянно присутствует интерес. Об альбоме идут публикации, есть внимание. И это хорошо.

- А как вам вообще современная музыкальная индустрия? Раньше было лучше? Или и сейчас нормально?

- Я бы не сказал, что раньше было лучше. Сейчас, по крайней мере, существует технический уровень, ниже которого музыканты не опускаются. Сама сфера стала профессиональной. То есть можно записывать и играть музыку на более высоком уровне. А в 80-х годах мы делали, как придется. Было нормально играть на концерте, когда постоянно шел какой-то фон от колонок. Мы не парились. Но и публика к этому относилась с пониманием. Сейчас же ожидания у зрителей выше. Требования другие.

- Недавно исполнилось 35 лет Ленинградскому рок-клубу. Как-то отмечали это событие?

- Наверное, нет. Ну, то есть я дал несколько интервью. Был один специальный проект, люди снимали большой документальный фильм, где много кто поучаствовал. Вот и все. Помню, когда было 30-летие рок-клуба, даже устраивали концерт в «Юбилейном». Если в этом году такой концерт организуют, я тоже с радостью на нем появлюсь, сыграю несколько песен.

- С каким чувством вспоминаете те времена?

- С противоречивыми. Для меня это спорные годы. Моя личная жизнь тогда была не в лучшем виде. Даже если такое культурное явление, как рок-клуб - это бочка меда, то в ней для меня есть большая ложка дегтя… Но нельзя не сказать о значимости того объединения музыкантов. Было такое время, когда появилось много знаковых фигур. Чего впоследствии уже не происходило. Конечно, это невозможно забыть.

- А что касается периода группы «Ноль» - это все в прошлом?

- В свое время мы записали пластинки, о которых говорят и сейчас. Но следующий период был совсем другой. Но я тоже кое-что делал в течение этих двадцати лет. Искал себя в музыке, экспериментировал. Это был поиск новых форм. Было много разных и даже противоречивых проектов. Они привели к тому, что есть сегодня. А сегодня я чувствую себя достаточно неплохо.

- Одно время вы даже песни группы «Ноль» на концертах не исполняли.

- Было такое время. Тогда я себя чувствовал, как Джим Моррисон или Курт Кобейн, которым удалось выжить. Все прошлое, в том числе и творчество, было для меня, мягко говоря, болезненно. Поэтому я песни «Ноля» и не играл на концертах. На это не было сил.
И некоторые песни я не буду исполнять больше никогда. Но после 2009 года я стал проще к этому относиться. Боль поутихла. Я немного от тех песен отстранился. Честно вам скажу, сейчас для меня исполнение песни группы «Ноль» - это тоже, что исполнение песни какого-нибудь Deep Purple. Для меня это такой кавер. Сейчас я исполняю эти песни, потому что таковы законы современного шоу-бизнеса. Невозможно уйти от продвижения, коммерческих интересов. Нельзя не играть собственные хиты. В общем, я к этому стал подходить как нормальный человек. Я как бы абстрагировался от прошлого, и мне стало проще исполнять свои старые песни.


беседовал Антон РАТНИКОВ

опубликовано на сайте spb.kp.ru
http://www.spb.kp.ru/daily/26511/3380073/

31 марта 2016