У Стругацких в "Сказке о Тройке" был такой персонаж - пришелец Константин, по профессии читатель-амфибрахист.
Ему присылали стихи, написанные амфибрахием, и он должен был все их прочесть, понять, найти в них источник высокого наслаждения, полюбить их и, естественно, обнаружить какие-нибудь недостатки. Об этих всех своих чувствах и размышлениях он был обязан регулярно писать авторам и выступать на творческих вечерах этих авторов, на читательских конференциях, и выступать так, чтобы авторы были довольны, чтобы они чувствовали свою необходимость…
В нашем случае все было проще, Федор прислал мне альбом на неделю раньше релиза "для своих", поблагодарил за поддержку и попросил не распространять его раньше времени. Я же просто хочу поделиться своими впечатлениями от услышанного.
Итак, новый альбом, двенадцать треков, двенадцать полноценных песен, никаких каверов, римейков и инструменталов. Слушаем.
После первого прослушивания и просмотра размещенной на сайте Чистякова информации об альбоме мне не все стало понятным, у меня остались вопросы. Я непременно и весьма срочно захотел узнать, почему не "Отделение ВЫХОД", кто такой Дейв Хьюз, кто такой (или такая) Indiana Gray, и вообще, что они имели в виду? К музыке претензий вообще нет никаких, но тексты! О чем, черт возьми, эти песни?
Мне захотелось расшифровать их одну за другой, и я прослушал альбом еще один раз, и еще один, и потом еще несколько раз. А потом прослушал интервью, которое Чистяков дал радиостанции Fontanka.FM.
И пазл сложился.
"Ведущий (Fontanka.FM): - Композиция, которая называется «Песня одноглазого пирата», эта история как-то новостями связана, или она о чем-то другом?
Чистяков: - Весь альбом с новостями связан, он весь, как сводка новостей.
Ведущий (Fontanka.FM): - Трек «Дефолт», там, видимо, что-то есть от новостей, о чем это история?
Чистяков: - Все песни в этом альбоме, они на самом деле ни о чем."
Дополнительно картину прояснила эта фраза из песни "Эхо Москвы": "Холст новостей несется бурной рекой, уровень абсурда давно за красной чертой..."
Собственно говоря, тексты песен альбома - эта та самая каша в мозгах, которая остается после того, что ежедневно выплескивают на наши головы, в наши глаза и уши средства массовой информации, давно потерявшие стыд, совесть, разум, и что-то еще, что позволяло причислять эти СМИ и их конкретных представителей к виду homo sapiens. Весь этот трэш и ад, который продолжается последние два года.
Я давно уже не смотрю телевизор, предпочитая интернет и онлайн-кинотеатры, где нет рекламных пауз, но недавно включил один из телеканалов, как раз когда там начиналось некое ток-шоу, с названием то ли "Лицом к лицу", то ли "К барьеру".
После заставки показали ведущего, зал, в котором находилось человек 50, после чего я переключил телевизор на канал с прогнозом погоды. Прошло пять минут, и я опять включил это ток-шоу, и я увидел, что все пятьдесят человек уже не сидят на стульях, а стоят с красными от ненависти глазами, плюют друг в друга и называют оппонентов фашистами. Не желая впитывать в себя негатив, я выключил телевизор, но когда включил его через час, с изумлением увидел, что те же люди так и стоят с красными глазами и продолжают поливать друг друга грязью. Я только что и смог прокомментировать увиденное словами из другой известной песни Чистякова "ну надо же так ебануться?!" Это одинаково относилось и к тем, кто орал с выпученными глазами, и к тем, кто организует подобные шоу.
Уровень абсурда давно за красной чертой. Не ищите ошибок в текстах песен, несоответствия падежей или чисел, откройте ленту свежих новостей, это все оттуда.
Наша страна напоминает мне гражданина, после долгих лет экономии и отказа себе во всех удовольствиях скопившего энную сумму денег, и наконец-то расплатившегося с висящими над ним долгами. И сразу после того, как долг исчез, гражданин на радостях пустился во все тяжкие, стал задирать соседей, плясать, бухать и шуметь без меры, стал показывать "кузькину мать" тем, кто призывал его вести себя приличнее.
Встал, так сказать "с колен". В результате чего спокойный ранее дом, где он проживал, загудел, задымился, и в короткое время превратился в дурдом, который моментально наполнился соответствующим контингентом, безумными патриотами, попами, байкерами, политиканами-гопниками, псевдо-экономистами и недовоевавшими вояками. А жильцы остальных квартир, кто-то из них с ужасом выглядывает в замочную скважину и тихо матерится, обалдевая от происходящего, кто-то наоборот, рад дурдому и готов присоединиться к всеобщему веселью.
Такие вот мы, дорогие россияне, во всей своей красе, и песни в новом альбоме Федора Чистякова о нас. Без дураков!
Теперь о самой музыке. Это не секрет, что Чистяков гораздо более музыкант, чем поэт. Собственно говоря, это значительно отразилось во всем его "посленолевском" творчестве. Основные хиты, которые звучали на концертах ("Медведь", "Подледный лов", "Хикери-Му") были написаны не на свои слова, а в песне "Медведь" вообще использованы не стихи, а статья из журнала.
Федору, для того чтобы творить музыку, нужна «печка, от которой можно плясать», нужен текст. К радости, такие тексты появились: острые, современные, ироничные, с яркими и точными образами. И это дало гигантский толчок самой музыке, которая поразила меня своим многообразием, своей легкостью и сложностью одновременно. Это превосходные композиции, отлично аранжированные, с огромным количеством "фишек" и вкусностей, они цепляют и никого не оставляют равнодушными.
Ну еще бы, смешать в одном флаконе диппепловскую "Burn" и чарльстон, Beatles и Майка Науменко, Pink Floyd и «Мою любовь на пятом этаже», шейк группы "Браво" и кадриль на пустых пивных бутылках. Термоядерная смесь получилась.
Что мне запомнилось.
"Песня одноглазого пирата" напомнила мне "песню о настоящих индейцах".
"Ордер на арест" - мощный "диппёпловский" риф из композиции "Burn" 1974 года. Битлз, и немного Секрета ("Моя Любовь на пятом этаже"). И совершенно непатриотичный текст, почему то вспомнилась история лопнувшего банка "Траст" и его обманутых вкладчиков, а также арест с помощью Интерпола бизнесмена Сергея Полонского и его возврат в Россию из Кампучии прямо в пляжных трусах. Заметьте, что уровень абсурда в реальной жизни круче, чем в этой песне.
«Дефолт» - песня о русском бизнесе, который после семидесяти лет совка так и не может легализоваться. Бизнесменов в нашей стране не жалует власть (и гнобит при любой возможности) и не любит население (считая буржуями-мироедами). И, видимо, долго еще придется водить новому Моисею наш народ по пустыне, пока сотрутся в их памяти заветы Ильича-Шарикова "Все взять и поделить!"
А пока несчастные предприниматели пытаются строить свой бизнес между "Сциллой с Харибдой" и "рифами-Карибами" непредсказуемой российской экономики, очередной чудо-юдо-чиновник ведет с бизнесом диалог, как мясник с коровой, ласково заглядывая в глаза, спрашивает: "Ну что, хлопцы-жулики, что у нас сегодня, молоко или мясо?"
Если "Дефолт" - это бизнес по-русски, то "Джеймс Бонд" - это ограбление по-русски, так сказать, альтернативный вариант обогащения.
Главный персонаж - маргинал, собравшийся грабить местечковый банк, попутно решивший снять процесс ограбления на видео. Наверно, для последующей выкладки на YouTube. Это комедия абсурда, но с абсолютно понятными, практически реальными персонажами.
Он взял для ограбления самую приметную в городе машину, надел на голову трико (чтоб не узнали), и, вместе с револьвером, получил подробный инструктаж, как грабить, у заслуженного пенсионера.
В самый напряженный момент ограбления ему на сотовый звонит жена, и у них начинаются семейные разборки. Кстати, прослушайте неразборчивое зудение жены в обратную сторону, вам откроется бездна души русского человека (и это одна из скрытых фишек альбома).
И в завершение, в процессе грабежа наш герой заявляет появившемуся ОМОНу, что он Джеймс Бонд, за что, соответственно, получает прикладом в лоб.
Он падает на пол, и его угасающее сознание продуцирует последнюю яркую картинку: банковские сотрудницы выносят ему вожделенные деньги "на блюдечке с голубой каемочкой", под жизнерадостные звуки чарльстона.
"Харлей Дэвидсон" - превосходно! Начиная со вступления, сыгранного на пустых пивных бутылках, и далее: жизнеутверждающая музыка, колоритные персонажи. Так и представляю себе благостную картинку - кавалькаду дорогих американских мотоциклов в сопровождении машин ГИБДД.
Впереди, на "железном коне", сам Хирург-свет-Зладостанов, с портретом патриарха на турецкой косухе, за ним - коллеги байкеры, с хоругвями и флагами. И припев такой знакомый (привет от Игоря Матвиенко и группы "Любэ"): "Едем, едем, едем мы..."
И, конечно же, удивительный, цепляющий текст: "Крейсер Варяг из архангельской топи вышел на рейд в Порт-Саид". А вот вам из реальных новостей: "Крейсер "Варяг" заменил крейсер "Москву" на рейде порта Латакия".
Послушав "Кинг-конга", я сразу вспомнил "Мажорище". Только там песня была про золотую молодежь, персонажей малоприятных, но, в принципе, безобидных. Сейчас же в песне поется про обиженную на весь мир обезьяну с термоядерной гранатой, которой эта обезьяна грозит из морской пучины, с борта обветшавшей, сделанной полвека назад, субмарины. Узнаете, о ком эта песня? Страшно не стало?
"Хруст" - это Майк, с самых первых аккордов. "Кроки был торговцем, он продавал бетон..." Ну и персонажи из уездного города N подтянулись. Только у Майка Мерлин Монро стояла на панели, а у Чистякова она одела паранджу. Что делать, времена меняются.
"Уборщица из Газпрома" - убойный мегахит. «Мама, зачем я учился пять лет в институте? Зачем вся эта боль?» Это же главный вопрос современной молодежи? Зачем добиваться успеха трудом и знаниями, проще занять теплое место в богатой госкомпании, где даже у уборщицы есть сумка "за три лимона", и газовый баллон (для защиты этой самой сумки).
Наверно, и то, и другое выдают всем сотрудникам "Газпрома"? Что же говорить об их комсоставе? Небожители! И музыка такая бесстыже-язвительная, да Чистяков просто глумится над нашим "Газпромом", нашим "национальным достоянием".
Босса-нова "Сувениры" - удивительная, очень лиричная, личная песня. Что у нас остается, когда мы возвращаемся домой. Кто-то после мировой революции, кто-то после бизнес-командировки. Это наши воспоминания, это то, что нам дорого, это наша память обо всём самом хорошем.
"Без дураков" записывался быстро и легко, в кратчайшие сроки и на одном позитиве. Дитя, так сказать, родившееся в радости, без мучений. Так же, в свое время, была записана "Песня о безответной любви к Родине" (альбом 1991 года группы "Ноль"), и в ранних интервью музыканты "Ноля" рассказывали об этом процессе: "посидели, покурили, поприкалывались и записали".
В интервью для "Radio Imagine" Чистяков со Смирновым тоже говорят, что им крайне важно было закончить и выпустить альбом "Без дураков" до лета, потому что надо успеть передать настроение и эмоции этого времени: летом все отдыхают, а какой настрой будет осенью - вообще сложно представить.
Поэтому альбом такой энергичный, ведь с момента задумки до момента издания прошло менее полгода. Эта энергия передается нам при прослушивании, и это удивительно, если учесть, что все это сделано не "молодой шпаной", а дядьками, которым далеко за сорок.
В альбоме 11 "шуточных", веселых песен, и в конце последней из них ("Сувениры") звучит фраза "Все!", и это финал, шутки кончились. А потом идет постскриптум, совсем другая музыка, недобрая и невеселая, но честная и искренняя песня "Эхо Москвы", которая заканчивается очень невеселым вопросом: "Скажи мне, долго ли осталось до третьей мировой войны?.."
Если весь альбом "Без дураков" я бы мог сравнить с "Песней о безответной любви к Родине", по позитиву, по юмору, по количеству хитов, то "Эхо Москвы" ближе к апокалиптическим откровениям "Полундры".
Я рад, что у Федора вышло, что вышло, ибо вышло хорошо.
И я надеюсь, что лучшие свои песни Чистяков еще не написал.
Я надеюсь.
Никищенко Евгений
опубликовано на сайте nolhistory.ru
http://www.nolhistory.ru/statyi/2016-92.html