Федор Чистяков - Без дураков (2016)

История жизни Дяди Федора показательна для рок-музыканта, жившего на полную катушку, и может послужить основой для захватывающего сюжета в духе модного сериала Винил. Талантливейший музыкант, создатель и лидер самобытной группы стремительно гнал свою шхуну сквозь бушующее море рок-н-ролла, пока вдребезги не разбился о карьерный риф безумия и не пошел камнем на дно. Путь наверх, в большую музыку, получился мучительным и занял почти 20 лет – только в 2013 году вышла первая сольная работа артиста - Правило игры, состоящая полностью из собственного материала. И при этом никак нельзя сказать, что эти годы после распада Ноля музыкант пребывал в молчании и забвении. Но его сольное творчество не получило большого отклика у поклонников прежнего «настоящего индейца», хотя многие находили что-то интересное в каверах на советские шлягеры и детские песни и в инструментальных пьесах.
И хотя Правило игры получился интересным альбомом, отличным от того, что было раньше, о настоящем камбэке музыканта можно говорить только сейчас. Без дураков – наверное, лучшая работа Чистякова со времен Ноля. Альбом вышел «вкусным», разноплановым и легким для прослушивания без очевидных слабых и проходных мест. Сам Федор в интервью в преддверии релиза отмечал, что это самая «нолевская» по духу запись, ссылаясь в частности на первый альбом коллектива Музыка драчевых напильников 1986 года, который Чистяков и его сотоварищи записали, будучи совсем юными. Действительно: слышно, с каким воодушевлением и легкостью записывались музыканты, в числе которых, помимо самого Федора, и постоянные его аккомпаниаторы – участники петербургской группы Кафе, и в первую очередь, лидер бэнда Алексей Смирнов, которому в процессе записи пришлось освоить и банджо с калимбой и даже казу. Да, конечно, это не Ноль, но задора и веселья, присущего первым альбомам группы дяди Федора, в новой пластинке хоть отбавляй.
Тут тебе и рокабилли в духе Браво (Уборщица из Газпрома), и типично майковские блюз и рок-н-ролл (Хруст и Эхо Москвы), и симбиоз кантри с русской плясовой (Харлей Дэвидсон), а также размеренный фокстрот (Большой барьерный риф) и легкое танго (Сувениры). Не обошлось и без оммажей на собственное творчество: энергичная Ордер на арест с убойным рифом напоминает хит Федора Ондатр, а мрачная Термоядерный ответ звучит как ауттейк с «нолевской» классики Полундра.
Получилась подборка на любой на вкус и цвет – этакий Белый альбом для Чистякова и компании с битловскими же гармониями и россыпью идей. Стоит еще раз отметить Алексея Смирнова за впечатляющее соло, которому сам Дэвид Гилмор показал бы большой палец (Разведка Боем). Думается, именно он выступил в роли условного Леннона или МакКартни для Федора, стимулируя последнего добавлять неожиданных ярких мазков в музыкальную картину. Без дураков – типичный русский рок, похожий на многих наших артистов, но в то же время это самобытная, разнообразная и при этом цельная работа с характерным авторским почерком.
И дело тут не в наличии баяна и характерного фединого голоса, а в общей атмосфере и содержании. Без дураков – сборник ироничных зарисовок о современном положении вещей с четко читаемым месседжем: информационный хаос, с которым мы ежедневно сталкиваемся, настолько прочно засел в головах, что грань абсурдности происходящего уже давно стерта и уже мало что способно нас удивить. Альбом полон ссылок на исторических и вымышленных персонажей, географические места и прочие явления жизни, непонятно как друг с другом связанные. И звучит весь этот абсурд как всего лишь очередная новостная сводка, или же словами самого автора – «этот фарш идет в выпуск свежих новостей» (Эхо Москвы). Некоторые вещи с альбома можно назвать гимнами нашего времени: в потенциальном хите Уборщица из Газпрома дан портрет современной «девушки мечты», у «которой сумка за три лимона, освященная мощами святой Матроны». А герой песни Джеймс Бонд идет на ограбление банка, нисколько не таясь, только для того, чтобы попасть в интернет и «стать звездой Ютьюба». Можно смело утверждать, что Чистяков вырос в автора уже другого склада и уровня, тонко чувствующего время, а злободневные строчки вроде «срочно сливай рубли – покупай дукаты», «трест, который лопнул, ох уж этот трест, выдан орден на его арест» так и хочется растащить на цитаты. Подводит итог альбома бодрый рок-н-ролл с говорящим названием Эхо Москвы, в котором ошалевший от бесконечного информационного потока и окружающего бреда лирический герой вопрошает: «Скажи мне, долго ли осталось до третьей мировой войны?».

Ну и главное, что нужно знать об альбоме, – Федор Чистяков находится в отличной форме. Он снова на плаву, но только уже не мчит без тормозов, а, подобно субмарине с обложки, спокойно и верно держит курс вперед сквозь бушующее море. Без дураков.

Оценка: 8 из 10


Александр Нурабаев

опубликовано на сайте rockcult.ru
http://rockcult.ru/review-fedor-chistyakov-bez-durakov-2016

05.05.16