Видел отзывы об этой пластинке в духе «настоящий Дядя Фёдор наконец-то вернулся» и «это почти что группа «Ноль», но прослушивание показало, что эти восторги всё-таки не соответствуют действительности. Старого «Ноля» на новых альбомах Фёдора Чистякова, полагаю, никогда уже не будет, потому что в тех записях была реально буйная энергия, ничем не сдерживаемая, а наоборот, подпитываемая всякими вредными веществами. Если сейчас наугад переслушать ранние песни «Ноля», вы, вполне вероятно, найдёте в них массу глупостей, которая, впрочем, вполне компенсировалась тем, что музыкантов во главе с солистом бешено «пёрло». А это даже глупостям придавало вес и обеспечивало место в пантеоне классики русского рока.
Как известно, образ жизни в конце концов привёл Фёдора Валентиновича в разные неприятные заведения, оправиться от пребывания в которых он не мог очень долго. Несколько альбомов, выпущенных после выздоровления, оставили у поклонников «Ноля» чувство недоумения - настолько не вязалось с Чистяковым благостное настроение тех песен, что возникало ощущение медикаментозной природы его спокойствия. Некоторым выходом в тот период стала запись детских песен - они тоже были странноватыми, но детские песни за чудаковатость осуждать не принято. В конце концов Чистяков восстановился и перестал быть похожим на человека под транквилизаторами - поэтому выше стали и ожидания от его творчества. Альбом «Без дураков» доказывает, что Фёдор ищет новую форму для творчества; впервые за его неровную карьеру это песни, написанные и исполненные обычным человеком, а не «рокером на грани передоза эмоций». Эта форма, возможно, когда-нибудь найдётся, но пока поиски в самом разгаре.
Чистяков следит за новостями и готов обсуждать их в песнях «Уборщица из Газпрома», «Эхо Москвы» и «Дефолт», но пока не определился с песенной формой подачи такой информации. Это раньше он мог возопить «Засуньте пушки себе в зад!» и урезать соло на баяне, а теперь как-то стесняется. Выражение эмоций, в том числе с помощью верного баяна, он теперь оставляет для композиций типа «Песня одноглазого пирата» и «Большой барьерный риф», которые можно охарактеризовать как детские. Вот там можно уловить отголоски прежнего Дяди Фёдора, который вот-вот порвёт баян. Песни на злободневные темы с массой персонажей из литературы и выпусков новостей из-за этого тоже выглядят какими-то театрализованными мюзикловыми номерами. В качестве отдельных песен произведения, где Джеймс Бонд фигурирует через запятую с Аль-Каидой, воспринимаются с трудом: кажется, что это часть какого-то сложнопридуманного мира, не вызывающего сильного любопытства за его пределами. Диалог со слушателем у Фёдора пока не складывается, вместо этого он говорит вслух с самим собой.
Алексей Мажаев
опубликовано на сайте Intermedia.ru
http://www.intermedia.ru/news/295122