Монумент истины

Будет день, и будет песня. Как уже сообщала наша газета, рок-музыкант Федор Чистяков написал песню про уборщицу из «Газпрома». Ну про ту труженицу швабры, у которой из Mitsubishi Outlander украли сумочку стоимостью в пару миллионов с банковскими карточками. Все правильно: искусство должно соответствовать жизни, даже такой, как нынешняя.
А вы что хотите? По сей день петь песню на стихи Лебедева-Кумача «Идем, идем, веселые подруги»? Слегка устарел этот марш ударных женских бригад. Подруги в спецовках уже не такие веселые, а строчки «И города, и фабрики, и пашни — все это наш родной и милый дом» выглядят весьма сомнительно. Даже если «милый дом» заменить на «милый коттедж».
Музыканты примечают новые явления, а вот скульпторы нас что-то не радуют. Ведь ничего с виду грандиознее, чем «Рабочий и колхозница» на пьедестале до сих пор нет. Обветшавший монумент 30-х годов пришлось даже капитально ремонтировать. Потратили на это почти три миллиарда рублей, да еще, как выясняется, 50 миллионов украдено. Недавно возбудили уголовное дело, разбираются, на чем реставраторы сэкономили. Может, молот у рабочего стал легче или юбка у колхозницы короче. Так или иначе, за такие деньги можно было соорудить новый монумент, более современный.
Мысль о том, что колхозницу с серпом неплохо бы заменить уборщицей из «Газпрома» с ключами от Mitsubishi, лучше отбросить. Все-таки это частный случай. Более общий пример нынешнего женского трудового героизма являют жены наших чиновников. В стране, где даже нет первой леди, появилось немало зажиточных дам при скромных хозяевах обширных кабинетов. Прочитав сведения об их доходах, хочется немедленно послать едва ли не к любой из них дежурного скульптора.
Первые трудовые успехи чиновничьих жен были отмечены еще во времена Юрия Лужкова, и с той поры никого уже не удивляет, что супруга губернатора, министра или мэра зарабатывает не то что больше мужа — больше всей его администрации, вместе взятой. И когда, например, житель Казани узнаёт, что мэр города Ильсур Метшин заработал за год 5 миллионов рублей, а супруга мэра — 80, то беспокоит этого горожанина только одно: как это он, в отличие от мэра, сумел так неудачно жениться.
Явление это ширится географически и отмечается уже не только в крупных городах. Найдите на карте Татарстана городок Тетюши. Это сантиметрах в двадцати к югу от Казани. В нем 11 тысяч жителей, но нам в данный момент интересны только двое. Как сообщает сетевая газета «Бизнес Online», глава Тетюшского района Рамис Сафиуллов с супругой получили в прошлом году доход в 168,7 миллиона рублей. Причем на долю супруги пришлось 166,9 миллиона. Тут уж доходы жены впору сравнивать не с заработком мужа, а с бюджетом района.
Итак, колхозницу на пьедестале заменить нетрудно. А как быть с рабочим? Может, заменить его банкиром? Нет, лучше охранником. Охранников в России больше, чем рабочих в СССР. И карьеры они порой делают впечатляющие. Скульптура «Охранник и жена чиновника» востребована временем. А монумент «Рабочий и колхозница», когда-то весивший 185 тонн, давно уже ничего не весит.


Борис Бронштейн

опубликовано на сайте novayagazeta.ru
http://www.novayagazeta.ru/society/73033.html

11.05.2016