Дядя Федор - американец
В самых последних числах июля 2017 года с десяток изданий сообщили горячую новость: Федор Чистяков, известный также под псевдонимом Дядя Фёдор, иммигрирует в США. Через издание «Новая газета» (31 июля 2017) пятидесятилетний музыкант сделал заявление о своем желании остаться в Америке.
- Накануне состоялся судебный процесс, результатом которого стал запрет «Свидетелей», - сообщил Чистяков корреспонденту газеты. - Для меня это было шоком. Вероятность того, что я не вернусь из американского тура, начала сильно возрастать. А 17 июля, когда отклонили апелляцию, я принял окончательное решение.
Газета «Метро» (31 июля 2017) также поместила материал о музыканте. В статье приводятся его слова:
- Такая обстановка делает любую творческую активность бессмысленной. В чем смысл, если завтра за тобой могут прийти?... Мой переезд не связан с тем, что я якобы не люблю Россию и продался американцам. Это вынужденная мера, направленная на то, чтобы я не исчез как творческая единица. Другого выхода не было.
Вероятно, Дядя Фёдор – единственный известный российский певец и музыкант (он виртуозный баянист), являющийся Свидетелем Иеговы. Большинство не знают о его творчестве ровным счетом ничего, поэтому, прежде чем обсудить вышесказанное, стоило бы немного рассказать об этом человеке.
Фёдор Чистяков со своей компанией влился в бурные потоки ленинградского рока совсем молодым, когда ему исполнилось всего 19 лет. В 1986 году вышел первый альбом "Музыка драчёвых напильников", и именно после него группа приобрела свое название – «Ноль», довольно быстро набрав обороты и став культовой.
Пик популярности пришелся на 1991 год, с выходом альбома «Песня о безответной любви к Родине». Такие произведения как «Человек и кошка», «Улица Ленина», «Иду, курю» или «Песня о настоящем индейце» до сих пор можно услышать в эфире.
«Возвращаюсь раз под вечер, накурившись гашиша, жизнь становится прекрасна и безумно хороша». Эти слова из песни «Иду, курю» во многом определяли содержание жизни самого автора. Травка, наркотики и галлюциногенные грибы прочно вошли в рацион Фёдора. И, конечно же, разнообразные тусовки. Одна из них закончилась плачевно.
В 1991-1992 годах Чистяков проживал на даче у своей подруги Ирины Левшаковой, также известной под фамилией Линник (фамилия её деда, академика В.П. Линника). Ирина была на 8 лет старше Фёдора, и слыла богемой питерских рок-музыкантов. Дача её деда превратилась в настоящую звукозаписывающую студию и концертную площадку для многих известных рок-исполнителей – Бориса Гребенщикова, Константина Кинчева, Александра Башлачёва и т.д. Ирина жила искусством, а двух сыновей от первого брака оставила на воспитание бывшему мужу. Она сочиняла тексты песен, участвовала в записях и даже превосходно рисовала, выставляя свои работы на «квартирных» ленинградских выставках. Под псевдонимом «Ирина Комаровская» она оформила несколько обложек для дисков, в том числе нашумевшего альбома «Не могу кончить» группы «Выход».
Жизнь на даче Ирины принесла Фёдору Чистякову не только новые идеи, воплотившиеся в альбоме «Песня о безответной любви к Родине», но и знакомство с режиссером Максимом Катушкиным, который на той же даче снял клип на одну из песен Фёдора. Туда же, в Комарово, на «Дачу Линник», Чистяков перевез и свою мать, которая, согласно информации из «Википедии», страдала шизофренией.
Однако, помимо музыкальных и поэтических тусовок, дача Ирины Левшаковой славилась обилием травки всех мастей. 8 октября 1992 года Фёдор Чистяков, находясь под влиянием наркотиков, предпринял попытку убить свою подругу, перерезав ей горло. На помощь Ирине пришли соседи и вызвали скорую помощь; в больнице Ирине наложили швы, и она осталась жива. Фёдор был арестован, ему предъявили обвинение в покушении на убийство. Около года, пока проводились судебно-медицинские экспертизы, он провёл в заключении, в следственном изоляторе «Кресты». На суде его признали невменяемым. С диагнозом параноидная шизофрения был отправлен на лечение в "скворечник" - Городскую психиатрическую больницу № 3 имени И. И. Скворцова-Степанова, где провёл около года.
В предварительном расследовании было указано на 10 резаных ран, нанесенных Ирине Левшаковой. Однако Фёдор нисколько не раскаивался в содеянном. Его адвокат Игорь Хитьков сделал следующее признание:
- Что касается Левшаковой, то она заняла очень жесткую позицию против Федора. На суде, выгораживая себя, она ставила все с ног на голову и валила все на Чистякова. Я понял, что она - очень волевая женщина, под влиянием которой оказался Федор. То есть, не вдаваясь в подробности интимного характера, она заставила его делать такие вещи (и он делал их), даже по отношению к своей матери, которые он, после некоторого времени, прийдя в себя, осознал, и просто пришел в ужас... Он говорил мне на полном серьезе: "Это - настоящая ведьма! Она воздействует на мой мозг, я не могу собой управлять, от неё надо избавиться как можно скорее! Как только меня выпустят, я сразу же пойду и зарежу ее..."
Тем не менее Ирина Левшакова, - «черная ведьма», - дача которой по признанию многих превратилась в нарко и секспритон, прожила долгую жизнь и умерла в 2016 году.
Будучи сидельцем в «Крестах», Фёдор посвятил Ирине безымянные «Стихи из темницы», которые заканчивались следующими словами:
«Все это - просто сучий беспредел! Педорастия массовая! Пир среди чумы!
Разврат и блуд! Бесславье и бесчестье!
Слова бессильны, руки тянутся к ножу. Всем блудным сукам хвост прижать!
Ведь всех почти с ума свели, заразы!
Отмыть позор! Спасти святую землю!»
Вскоре после выхода их психиатрической лечебницы, Федор через своего друга познакомился со Свидетелями Иеговы, которые в те годы развили в Санкт-Петербурге бурную деятельность. С 1995 года Чистяков стал Свидетелем Иеговы. С тех пор его творческая карьера пошла на убыль. К тому же появилась семья - его женой стала одна из "сестер" собрания ОСБ.
В 1998 году предпринималась попытка воссоздать группу «Ноль», но неудачно. Позднее вышли отдельные композиции, обработки классической музыки на баяне, но всё это не шло ни в какое сравнение с былой славой. Ни критики, ни почитатели по большому счету не приняли новоявленного Дядю Фёдора, который отказывался петь прежние песни, а позднее, согласившись исполнять старые хиты, менял в них всё содержание. И действительно, как может старейшина собрания, читающий "назидательные" речи, вечером выступать в клубе с песнями типа «Иду, курю». И хотя Фёдор Чистяков попросил снять его с должности старейшины, тем не менее, это не привело к отмене самоцензуры.
По сути, с 2005 по 2009 год наступило полное забвение, а весь период с 1995 года авторы статей в СМИ называют не иначе как «потерянным». Как пишет корреспондент «Московского комсомольца» (СПб, 19 октября 2015), «около 20 лет понадобилось "настоящему индейцу" Федору Чистякову, чтобы разобраться с прошлым и снова выйти на сцену».
В издании «Коммерсант» (11 декабря 2009) говорилось: «Дядя Федя после фактического распада "Ноля" в начале 1990-х тоже много экспериментировал: выпускал инструментальную музыку, пел детские песни, переигрывал советские шлягеры, причем делал все это в очень теплой, дружественной манере, далекой от угара беззаботной молодости. Однако придумать что-либо, что смогло бы сравниться с песнями, созданными как раз в период конца 1980-х — начала 1990-х, так и не смог. Поэтому на редких сольных концертах человеку с баяном все равно кричали: ""Индейца" давай!"»
Последние несколько лет Фёдор дает концерты в разных клубах. Но всплеск интереса возник именно сейчас, когда было объявлено о запрете на деятельность Свидетелей Иеговы в России. Как сообщается в деловой газете «Взгляд» (31 июля 2017), Чистяков «уехал из страны, так как не сможет "открыто исповедовать свою религию". По его словам, в последний год к его "соверующим" приходили с обысками спецслужбы, искали доказательства экстремизма. "Я очень переживал за свою домашнюю студию. Совершенно немыслимо, чтобы мои наработки унесли неизвестно куда"».
В другом издании «Практика» (31 июля 2017) приводилась следующая цитата Фёдора Чистякова: «Это само по себе травма, даже если тебя не сажают... Такая обстановка делает любую творческую активность бессмысленной. В чем смысл, если завтра за тобой могут прийти?»
Однако здесь следует задать некоторые вопросы самому Фёдору.
Неужели решение Верховного суда каким-то образом можно проецировать на музыкальное творчество? Если кто-то из членов ОСБ нарушает закон и продолжает вербовочную деятельность или активно вовлекается в «организационные мероприятия», то, безусловно, такие действия могут привести к негативным последствиям. Но если не нарушать закон, то никому и в голову не придет вламываться в чью-то квартиру и уносить ноутбуки с творческими наработками. Такие утверждения вполне в духе Общества Сторожевой Башни, но они не имеют никакого отношения к реальности.
Запрещает ли закон верить или читать Библию? Нет, и еще раз нет! Верьте и читайте на здоровье. Прямо здесь, в России. Мешает ли кто-то играть на баяне? Наоборот, создавайте, творите! Никто не собирается вставлять вам палки в колеса.
Так стоит ли создавать такой ажиотаж вокруг своей скромной персоны, используя коньюнктуру момента? Стоит ли громогласно заявлять о своем желании остаться на Западе, заведомо зная, что религиозный вопрос о запрете ОСБ давно перерос в политический? Лидеры Сторожевой Башни колесят по всей Европе, лобзая политиков и дипломатов всех мастей, возбуждая их на очередной конфликт с Россией под эгидой «защиты прав человека», и соучастие в этих политических игрищах – не самое разумная инициатива для действительно творческой личности.
Мнение специалиста:
Не дожидаясь официальной презентации, нужно заявить, что у нас появился еще один "специалист по России", "неформальный духовный меньшист" и "Рупор духовной свободы". Видимо сразу по приезду на псж, Федя крепко задумался о заработках и новых материальных потребностях - и ну их удовлетворять! Ясно, что мытьём полов много не срубишь, тут надобно наполнить духом святым творческие паруса, так сказать. А "Дух Святой" - он, мать ети, в Америке повсюду разлит - страна свободы! А создает этот "дух Святой" старинный генератор - Советских, или, вернее, антисоветских времен - духовно - либеральная оппозиция, политически - статусное положение диссидента - "вечного борца за свободки". Соблазн больно велик - кто из грешников устоит перед таким искушением Господним? Это же еще то ли Герцен, то ли Белинский стишок написали: "Как сладостно отчизну ненавидеть и жадно ждать ее уничтоженье!" В общем, не сильно душевно напрягаясь, можно достать из "дедушкина диссидентского сундучка" старинные картинки 100-летней давности, антироссийские костюмы, побитые молью веков, и изящно в оные драпироваться на радость ЦРУ и ФБР. Красные медведи и русская жестокость сейчас в тренде. Федя наверняка в простоте душевной хочет почувствовать себя новым Бродским или Солженицыным. Но это вряд ли... Скорее всего мы стали свидетелями!)) рождения нового Родченкова от СИ. Параноидальные гонения Феди, за которым никто никогда не гнался, кроме психиатров в больнице, и заявления Родченкова об издевательствах Путина над спортсменами-олимпийцами очень сближают этих персонажей. Конечно, свирепые медведи - клише очень старое, ветхозаветное - но Чистяков хочет быть приверженцем "духовной Истины" - а это как раз то, что незыблемо - злой русский медведь". И в Америке ни один человек не подойдет и не скажет: ты чего, дурак что ли, Федя? В общем, вышел казус - антисоветскороссийское стебалово с пароноидальным уклоном. Под выборы Чистяков наверняка хорошо заработает - но в деньгах ли правда? Занятное зарабатывание "вечной жизни")))
Игорь Ласковый
Мнение читателя:
Если посмотреть его интервью, то видно, что нервничает сильно. Надо вроде и популярности и тут же каждое слово фильтровать на соответствие. Контраст между СИ-шной и концертной жизнью вогнал его в диссонанс. Отсюда такой затравленный вид в интервью и поэтому так искусственно оттягивается на концертах. И в Америку бегство от диссонанса этого, а не от преследований. Назвать причиной религиозную только, непопулярно и нечестно. Поэтому подтянул причину творческую. Типа чтоб предполагаемые фанаты лучше поняли…
Оксана Бакина
Надо отдать должное автору статьи, он не позволил ни единой негативной нотки в отношении своего персонажа, только факты, причем интересные факты. Мне кажется такие люди, как Федор, сломленные в свое время, могли бы найти свое счастью в любой другой религиозной субкультуре. Вообще довольно странно, что человек под тридцатник не мог держать себя в руках и зависел от какой-то Ирины. Ежовые рукавицы в виде конкретной религии он себе нашел, а вот самого себя… - это вопрос.
Артур Пименов
Меня от всего этого тусовочного бомонда всегда реально тошнило. Я не про музыку, а про собрания. Некоторые, помнится, с гордостью говорили: «Я знаю Чистякова». А кто это? «Да разве ты не знаешь? Это же лидер группы Ноль». Ноль? Странное название, никогда не слышала. И мне рассказывали как он крут, как он офигенен и прочее. Вообще это нездоровое иконотворство в виде районных надзирателей, вефильцев или чистяковых всегда выдавало истинную природу этой организации. Организации человекоугодников, свидетелей самовлюбленного руководящего совета.
Алла М., Санкт-Петербург
Считаю, что эта статья имеет яркий оттенок отрицательного отношения к Федору Чистякову только по причине предвзятости по отношению к самой религии СИ. Она совершенно не раскрывает личную драму Чистякова и многие подробности его жизни до СИ, не говоря уже о том, когда он потом стал СИ. Некоторые факты изложены приблизительно верно, но крайне выборочно, не показана реальная картина ни самих событий, ни причин, ни подробностей того, почему же происходило то или иное в его жизни, не говоря уже о том, что творилось с самим Федором. Это все напоминает мне распространение самых негативных моментов из жизни Чистякова на каналах ТВ и в СМИ в связи с его "сектантством", чтобы дискредитировать больше его религию и его самого, как её сторонника. Мне, как человеку, который знал его лично и общался с ним, будучи СИ, не один год, а также следил потом за его творчеством и интервью - очень неприятно и даже больно слышать и читать некоторые вещи о нем в связи с его решением. Я уже давно хотел написать о Чистякове в своих блогах более подробно, но "всему свое время и время всякой вещи под небом, есть время молчать - есть время говорить". Видимо, "время молчать" по этой теме прошло, а настало "время говорить". Я сейчас обдумываю, как это лучше изложить: в каком объеме, чтобы "тема Чистякова" была раскрыта… Могу только сказать одно, чтобы сделать собственные выводы - читайте или смотрите-слушайте его интервью, в том числе и старые, а также мнения людей, которые его знают лично или знали его раньше, в основном они не-СИ и никогда даже СИ и не были.
Вениамин Яковлев.
Слушал я песни Чистякова. Не знаю, на очень большого любителя. Как говорится, не втыкает. Ну творил что-то человек, про травку пел, про наркоту и курево. Потом подался в верующие. Банальная история. И вдруг решил человек деньги зарабатывать на старой жизни. Тоже понимаю. Зарабатывай, кто тебе мешает. Только не надо строить из себя жертву системы. Не по-христиански это…
Илья С.
P.S. От автора статьи
Поскольку статья вызвала довольно бурный резонанс наших читателей, то хотел бы пояснить некоторые вещи. Авторство большинства последних статей сайта принадлежит не мне. Но эта статья была написана мной после детального исследования материала. Можно было бы написать во сто крат больше, но это не имело никакого смысла, поскольку целью ставился анализ последних высказываний Чистякова. Статья написана исключительно основываясь на интервью самого Фёдора Чистякова (а их немало) и документах тех лет, включая вышеназванный журнал «Русский рок» и документальные свидетельства. Сам Фёдор неоднократно довольно подробно затрагивал тему своего прошлого, включая попытку убийства человека. Эта информация помогает понять генезис музыканта, ту атмосферу в которой он существовал, после чего решил принять религию.
Будучи Свидетелем Иеговы, в том числе более 10 лет в качестве старейшины, я никогда не слышал о Фёдоре Чистякове. В Питере его имя где-то муссировалось, но за пределами города об этом человеке практически никто не знал. Не говоря уже о других городах и весях. Конечно же, при подготовке статьи, я слушал песни музыканта. Могу лишь повторить слова одного из авторов писем: абсолютно не втыкают. Впрочем, на вкус и цвет, как говорится...
Конечно, в те далекие годы кто-то ценил его творчество, но я таких не знаю и никогда не знал. Мое поколение (а это не очень далеко от поколения Дяди Фёдора) слушало западную музыку, а из отечественного – Кинчева, Цоя и еще несколько исполнителей (я даже имел счастье присутствовать на похоронах Цоя). Я не думаю, что творчество Федора как-то повлияло на культурную жизнь тех лет, города Санкт-Петербурга, не говоря уже о стране в целом (особенно с учетом симптоматики текстов). Тем не менее, СМИ нужны жареные окорочка и они нарочито играют терминами типа «легенда рока», а Фёдор активно на это ведётся. С другой стороны, почему бы и нет. Это его жизнь. Жизнь очень даже интересная и по-своему креативная. Но я полностью соглашусь с тем же автором письма на сайт: не стоит делать из себя жертву системы. Со стороны это выглядит анекдотично.
У меня не было цели хоть как-то принизить личность Фёдора Чистякова. Боже упаси. Но раз горячие новости и интервью от Дяди Фёдора вдруг с такой резвостью заполонили эфир, заставив многих задаться советующими далеко не риторическими вопросами, далекими от рефлексии, то я, как редактор сайта о Свидетелях Иеговы, не мог остаться в стороне. Тем более, что вопросы сыпались именно на сайт. В любом случае, желаю успехов Фёдору и счастья его семье. Ну и вечной жизни, конечно...
С любовью! Станислав Ковтун
опубликовано на сайте nekudaidti.com
https://www.nekudaidti.com/статьи/пресса-о-свидетелях/федор-чистяков/
28.10.2017