Альбом совмещает все противоположности, которые сосуществуют в уникальной творческой личности Фёдора Чистякова. Экс-лидер группы «Ноль», автор всем известных рок-гимнов, идеальный русский рокер – в нём сошлось всё то, что приписывают этому стилю, и при этом никто не может сказать о музыканте дурного.
Коты авторства Васи Ложкина радостно реют по обложке, иллюстрируя вещь «Я самолёт». Над ними большие буквы «НОЛЬ» – наивная хитрость. Это название альбома, а не группы, но этого почти никто не заметит – играются-то песни «Ноля». Первому альбому той группы «Музыка драчёвых напильников» (1986) исполнилось 30 лет, и рок-тусовка празднует эту дату. В любом случае, название нового релиза оправдывается – альбом получился жаркий и тени, как и полутонов, не допускает.
Как ни странно, но большая часть трек-листа – вовсе не хиты. Это то, что хочет вспоминать Чистяков, а он склонен к поступкам, которых от него не ждут. При этом на альбоме имеются «Улица Ленина» и «Коммунальные квартиры». А вот популярная пластинка «Песня о безответной любви к Родине» (1991) представлена совсем не теми песнями, которые назвала бы публика.
Все вещи не новы, но все сделаны по-новому. Соло звучат классикой рока, ритмы стройны, девичьи подпевки – прекрасны, аранжировки способны удовлетворить «прогрессивное» сознание. Чистяков всегда думал музыкальными образами арт-рока, а играющий с ним басист Наиль Кадыров («Зоопарк», «Дочь Монро и Кеннеди») известен умением делать рок – и красивый, и умный.
Запись сделана Дядей Фёдором и музыкантами группы «Кафе». Отметим участие в работе игравшего в первом составе «Ноля» Алексея «Николса» Николаева – его вокал звучит в песнях «Радиолюбитель» и «Наш день». Альбом – итог попыток прожить прошлое заново; почти неизбежной и досадной проблемы рокеров в возрасте зрелости. Впрочем, в другом возрасте они встречаются всё реже. Хотя возможности для записи сильно подросли, и опыт, жизненный и студийный, уже не спрячешь.
Бонусы ломают стилистическое единство альбома. Для рашн-рок-ортодокса «Цикорий» с дискотечным «бум-бум» и хоральным припевом «Вы все сошли с ума!», а также «Человек и Кошка», записанная Татьяной Булановой – поводы поспорить, а нужны ли вообще такие поиски? Чистякову они точно нужны.
Мощный рок вместе с котиками от Ложкина попадает в национальную самоидентификацию: да, мы нередко вот такие. А звучащие в текстах, как мемы, «Дюран Дюран» и «Айрон Мейден», определяют время и место. Появляется ощущение, что Чистяков хочет быть эдаким Джеймсом Брауном от русского рока – энергетическим центром, диковатым и своенравным, но с идеальным, драйвовым, многозвучным оформлением и глубинной, но несомненной духовностью.
Александр В. Волков
опубликовано в журнале "InRock" №1 (79)
http://inrock.ru/reviews/fyodor_chistyakov_2016