Рецензия: документальный фильм «Чистяков Trip» ****
2017, YouTube. официальный канал Фёдора Чистякова
Образ музыканта в глазах его поклонников складывается не только из фактов, но и из легенд. Большинство музыкантов это знают и стараются использовать. Так, Оззи Осборн не опровергает каждый раз историю с укушенной в сценическом запале летучей мышью. Однажды он рассказал, как всё было на самом деле, но публике показалось, что правда звучит как-то скучнее легенды, поэтому Оззи не особо стал настаивать на своей версии.
А вот Фёдор Чистяков, в отличие от Осборна, планомерно старается разрушить легенды о себе. Ведь что думают некоторые зрители про лидера группы «Ноль»? Что был такой безбашенный рокер с баяном, орал дикие, но симпатичные песни, потом под воздействием веществ пытался зарезать подругу, был схвачен, посажен, излечен, после чего превратился в тихого спокойного гражданина, не желающего играть старый репертуар «Ноля». С этим любопытным портретом не согласен сам Дядя Фёдор, о чём настойчиво говорят документальные фильмы про Чистякова. Он действительно трижды пытался навсегда уйти из музыки, подробно рассказав об этом в ленте «Выше ноля». Вместо сцены Фёдор собирался заниматься видеомонтажом; возможно, этим и объясняется обилие видеоматериалов, которым сопровождается ныне творческая деятельность Чистякова. Очередной документальный фильм «Чистяков Trip» был снят ещё в 2011 году, но выложен на всеобщее обозрение в марте 2017-го. Почему он появился именно сейчас? Очевидно, артист, который в «Выше ноля» заполнил белые пятна своей «постнолёвской» биографии, решил, что у народа остались большие заблуждения относительно истории группы «Ноль». Лента «Чистяков Trip», в которой Фёдор немного монотонно, но при этом вполне откровенно рассказывает об этой части своей жизни, расправляетс и с этими лакунами. Кому-то из зрителей, возможно, станет после просмотра обидно «жить без светлой сказки», но для Фёдора Чистякова правда важнее пиара и легенд, и эту позицию стоит уважать.
А благодаря профессионализму режиссёра Никиты Шулешко фильм, центром которого стал монолог экс-лидера «Ноля», этим монологом не ограничился. Слова Фёдора иллюстрируют то хорошо подобранные музыкальные фрагменты, то цитаты друзей и знакомых - Николая Михайлова, Андрея Тропилло, музыкантов и т.д. Причём «иллюстрируют» не всегда означает «подтверждают». Как бы то ни было, история группы «Ноль» и Фёдора Чистякова в кадре приобретает объёмность, которой всегда не хватало в частном зрительском взгляде на это культурное явление. А сам Чистяков, сохраняя довольно бесстрастную интонацию во время произнесения фраз типа «поиски вдохновения были одной из важнейших задач, а инструментами в этом поиске были алкоголь и наркотики», рассказывает массу драматических вещей - от болезни матери до рокового эпизода с поножовщиной, причём даже вроде бы известные факты сопровождаются сенсационными подробностями. Так, Фёдор, по словам адвоката, вполне мог обойтись без принудительного лечения в психушке и отделаться условным сроком - но в беседе со следователями он упорствовал в том, что должен «доделать недоделанное», и оказался там, где оказался.
Фильм рассказывает, как всё было на самом деле. Разрушает ли он легенды о группе «Ноль»? Ну, он старается, а дальнейшее зависит от восприятия зрителей.
Алексей Мажаев
опубликовано на сайте InterMedia.ru
http://www.intermedia.ru/news/308588
19.04.2017