Федор Чистяков «Ноль + 30!»

Более сложные отношения автора c собственными ранними песнями, нежели у Федора Чистякова, вообразить сложно. Вернувшись после известных событий на сцену в конце 90-х, он долгое время не понимал, куда ему двигаться дальше, а на старый материал наложил жесткое вето. Поколебать Чистякова не могли ни увещевания организаторов концертов, ни уговоры клубных промоутероов, а просьбы разгоряченных зрителей «сбацать» «Настоящего индейца» бывало приводили к досрочному прекращению концерта.

Творческая пауза, которую взял Федор Валентинович в 2005 году, явно пошла ему на пользу. За пару лет отсутствия на музыкальной сцене он освоил профессию видеомонтажера, которая, судя по всему, научила его постмодернисткому подходу к концертированию. Вернувшись к микрофону, Чистяков стал дозированно исполнять песни «Ноля», то меняя в них аранжировки, то дописывая новые куплеты, придающие произведениям ретроспективный характер.

Юбилейный сборник «Ноль + 30» демонстрирует торжество этого метода. Основными приемами, с помощью которых Чистяков препарирует свой старый материал, оказываются отстранение, кич и тотальная ирония. На это нас настраивает дизайн диска авторства Васи Ложкина: старушки-веселушки и летающие котики как неотъемлемая деталь обрыдшего мещанского быта.

В итоге без гомерического хохота слушать многие из этих творений невозможно. Взять «Северное буги», исполненное хоровым многоголосием. Безусловно, в Сибири обосновались старообрядцы, которые сохраняли традиции знаменного пения, как зеницу ока, поэтому такая трактовка поначалу не кажется странной. Но когда дело доходит до припева, исполненного в стиле госпела, от смеха удержаться сложно. Ведь Сибирь долгое время жила изолированно от цивилизованного мира, а потому такие «примодненные» фишки создают комический эффект.

Ранние песни «Ноля» следует исполнять на разрыв аорты. Нынешний же Федор Чистяков, придавая им лоск и барочную пышность, намеренно (?) обесценивает заложенный в них посыл. Слушая роскошный рок-н-ролл «Коммунальные квартиры», как-то даже забываешь проникнуться к обитателям этих 38 комнаток с всего одной уборной элементарным сочувствием. Схожая история и с непутевым героем песни «Я самолет», где аж дух захватывает от всевозможных аранжировочных затей, но неумолимый исполнитель в финале тебя обязательно спустит с небес на землю своей язвительной репликой: «Прилетел!».

Из той же оперы и цитаты из западных хитов в «Мы идем пить квас», и дописанный куплет в «Улице Ленина», прицельно отправляющий в нокаут не только прежние, но и нынешние политические реалии. А «Цикорий» в дискотечном ремиксе клавишника «Алисы» Дмитрия Парфенова инициирует в слушателе щекочущее нервы ощущение из разряда «весело и страшно».

Наверное, нынешний Федор Чистяков никогда больше не исполнит старые песни «Ноля» с тем же неофитским рвением, что и 25-30 лет назад. Но тут ему на помощь неожиданно подоспела Татьяна Буланова, которая спела «Человека и кошку» так, что под эту вещь не стыдно теперь всплакнуть навзрыд. Наверное, в этом альбоме был необходим именно такой человек из 90-х, который, оставшись продуктом своего времени, сумел сохранить в себе кураж и сентиментальность.


Денис Ступников

опубликовано на сайте km.ru
ttp://www.km.ru/muzyka/2017/04/24/muzyka-v-rossii/801703-fedor-chistyakov-nol-30

24.04.2017