Слушаем альбом Нежелательная песня Фёдора Чистякова

1 марта в сеть был выложен альбом Фёдора Чистякова, получивший название «Нежелательная песня». Конечно, это главное событие дня и наиболее интересное, особенно в контексте текущей ситуации в мире. Поэтому, будем слушать и размышлять.
Как вы, наверное, знаете, дядя Фёдор из России уехал. Причиной тому стал запрет одной религиозной организации на территории нашей с вами страны. Об этом в завуалированной форме иронично повествует песня «Убрать свидетелей» - самая запоминающаяся и громкая на пластинке, но далеко не самая интересная для нас с вами, как для старых почитателей таланта основателя группы Ноль.

Сама же «Нежелательная песня», имеющая подназвание «Медведи», представляет собой интерпретацию «Эх, раз...» в исполнении Чистякова. Медленная, но постепенно разгоняющаяся, уникальная в каком-то смысле песня с минималистичной аранжировкой.

Вот и смотрят с облаков
Как коршуны зависли,
Жаждут всех порвать врагов,
Ох, за нежелательные мысли.

Следом за нежелательной песней идёт ещё менее желательная – «Пропаганда». Рок-н-ролльный ритм, знаменитая строчка про телевизор, который начал мироточить, и простенький, въедающийся в мозг припев.

Дальше у нас – «Искусство лизать». К середине альбома начинает казаться, что дядя Фёдор возвращается. Да, ритм более расслабленный, музыка проще и легче, но то, что в десятилетия спавшем Чистякове просыпается ярость, уже совершенно отчётливо видно.

…но чтобы подняться наверх, тебе нужно освоить ещё
искусство лизать.

Ещё один рок-н-ролльный трек под названием «Дурдом непобедим». Жёсткая, забавная песенка о непостигаемости дурдома. Текст состоит из различных лозунгов и угроз, которые, чего уж греха таить, мы регулярно встречаем то по телевидению, то в статусах невесть как забредших к нам в друзья людей в Фейсбуке. Даже по голосу Чистякова слышно, что он, наконец, видит цель и идёт к ней, пишет песни на потребу, а не для себя.

Но всё это, можно сказать, приметы XX века. Что же в XXI ожидает нас? На этот вопрос отвечает песня «21 Век»: блюзовая, перегруженная композиция, рассказывающая о взрыве и том, как «зашевелилась какая-то Годзилла». Посередине песни вместо соляги нам подсовывают некий бравурный военный марш, чтобы не оставалось никаких сомнений.

И время как бы снова обернулось вспять,
Знакомый запах, забытое чувство,
Параллели ясны, дежа вю устойчивое,
Это не ностальгия, это скорее аллергия.
<…>
Мама, я не хочу обратно…

Самая длинная песня на альбоме – баллада «Как же буду жить». Приятная мелодия, история про время, «когда правды нет». Думаю, все уже смогли оценить концепцию пластинки и сплочённость песен. Да, они все посвящены одной теме и не отклоняются от поставленных перед ними задач.

Сам Чистяков, кстати, сказал про альбом и его концепцию вот что: «Это первый альбом, записанный в Нью-Йорке, но в то же время, назвать это Американским альбомом нельзя. Все идеи песен, черновики, наброски, а в некоторых случаях и уже почти готовые песни были начаты в России и вывезены из неё на доработку. Я пишу долго и мучительно. Этот альбом полон страданий и чернухи. Это всё то, что забираешь с собой, и то от чего важно освободиться. И это всё для вас, потому что всё это про Родину, про то, что близко сердцу, и от чего, если глубоко задуматься, можно просто свихнуться и умереть с горя».

Кстати, в песне «Маленький гвоздик», ко всему прочему, появляется оптимистичный, а точнее мотивационный посыл. «Не опускай лица», зная и ощущая всё то, о чём пелось выше. Это, действительно, непросто, но, в конце концов, это ведь дядя Фёдор, тот самый, который пел когда-то:

Рекомендуем сделать ибо это наш приказ.
Шутить не надо, мы серьезные ребята.
Остановите кровь мы очень просим вас!
Взрывайте в заднице своей свои гранаты!

И то, что от Чистякова звучит странно, от этого изломанного, больного и такого родного его альтер-эго звучит совершенно органично.

На альбоме присутствует ещё пара песен. Первая – романтическая и довольно приятная, но лично меня не цепляющая песня «На обратной стороне луны». Лёгкая и прозрачная, немного наивная и даже светлая, эта вещь разительно отличается от чернухи, которой Фёдор налил в предыдущие работы. И вообще, если уж честно, она очень похожа на госпел.

Последняя песня пластинки – «Смертельная схватка». Отличный, исключительно стильный эпилог, сочетающий в себе киношную аранжировку в духе музыки для детективных фильмов 80-х и русские народные мотивы. Уникальный сплав на первый взгляд никак не сочетающихся конструкций, вызывает неожиданную симпатию и вполне может удивить. Композиция – хорошая точка в конце предложения под названием «Нежелательная песня».
Мы долго ждали, когда же дядя Фёдор проснётся. И, кажется, он тут. Злой, обиженный, конечно, и снова готовый выплёскивать свои эмоции без оглядки на правила и нормы. Впрочем, на лонгплее, кажется, нет ни единого матерного слова. К чему бы это?

Пайкес Антон

опубликовано на сайте genefis-gbr.ru
http://genefis-gbr.ru/slushaem-albom-nezhelatelnaia-pesnia-fdora-chistiakova/

02 марта 2018