Федор Чистяков: «Мы все попали в какой-то не тот год!»
Группа «Ноль» была и остаётся одной из самых народных в истории русского рока. Фёдор Чистяков после многих лет отрицания своих песен конца 80-х и начала 90-х несколько лет назад вернулся к тем сочинениям, но почти сразу покинул Россию. Спустя три года в интервью «Новому проспекту» житель Нью-Йорка рассказал, что нынешняя реальность не дарит песен, но музыка остаётся смыслом.
Федор, расскажите, пишутся ли новые песни в наше непростое время? Концертов в России у вас нет по множеству причин. Концертов в США нет, пока бушует коронавирус. И как дальше жить музыканту Фёдору Чистякову в Нью-Йорке?
— Сейчас у меня режим «особо не до песен». Ну и на самом деле нет запроса. Чтобы начали появляться произведения, должны сложиться другие условия — те, которые станут стимулом и двигателем. Сейчас обстоятельства неблагоприятные для такого рода проектов. И даже те проекты, которые были, я просто закрыл. Я не в силах их реализовывать сегодня, и нет смысла. Надо просто пережить этот момент. В моём случае оказались кстати те навыки, на приобретение которых я ещё в России потратил немало сил и времени. Сейчас я в основном занят различного рода медиапроизводством и обслуживаю сторонние проекты.
Звукорежиссёр на час?
— Не совсем на час (улыбается), у меня не почасовая оплата, и это забавно, но в каком-то смысле и меня не миновала эмигрантская участь. Многие уезжают в США, чтобы заработать. Иногда люди оставляют своих детей в своей стране в надежде потом их привезти, а работают, сидя здесь с чужими детьми.
Фёдор Чистяков — музыкальная нянька?
— Если вам так угодно. Например, сейчас я занят работой над проектом Псоя Короленко. Готовим трибьют французскому шансонье Ги Беару (Guy Beart, 1930–2015. — Прим. «НП»).
Какой выносливый Псой! Он в пандемию пишет, хотя и не своё.
— Во-первых, этот проект имеет длительную историю, на переводы песен ушло около 10 лет. Так что это не чисто «пандемический» проект. Во-вторых, сейчас у Паши есть люди, которые ему сильно помогают. А у него была давняя мечта. Это песни, которые он слышал в детстве. Он очень любит и знает французский язык. Для него это очень важно. Можно сказать, что Псой открыл для меня Беара. Это действительно очень хорошие песни: стихи умные, не то, за что будет стыдно. Псой поёт, я же музыкальный продюсер. Моя задача — общее руководство аранжировками, звукозаписью и выходным продуктом.
А с Васей Ложкиным поддерживаете общение после сотрудничества над альбомом «Ноль+30»?
— Иногда. Вообще у нас была идея сделать концерты группы «Ноль» и использовать в шоу его картины. Были пробы в этом направлении, но концерт группы «Ноль» так и не состоялся, потому что я уехал из страны. Картины Васи Ложкина, на мой взгляд, идеально подходят к миру персонажей группы «Ноль». Васиными картинами там можно иллюстрировать всё (смеётся), и я всё ещё мечтаю это сделать. Кто знает, может это всё ещё случится.
Но при существующей ситуации в России я пока не могу себе даже представить, как бы я там себя чувствовал чисто эмоционально. Был такой фильм «Назад в будущее». В третьей серии (про Дикий Запад) один из персонажей — мистер Стрикленд (шериф города Хилл-Вэлли. — Прим. «НП») на вопрос «а вы что не идёте танцевать, Мистер Стрикленд?» хорошо ответил хулигану Таннену: «Таннен, единственный праздник, на котором я буду танцевать, это когда тебя повесят». (Смеётся.) Таннен — отличный персонаж. Очень запомнились цитаты «поэтическое правосудие — двух Макфлаев из одного пистолета», «к тому же полиция не опознала пулю, ведь полиция принадлежит мне» — чёткий образ. И мы все попали в какой-то не тот год! Это просто не тот год (смеётся).
На что из прошлого похоже?
— Не бывает тут повторов. Мир меняется. Опять же, пришли технологии, которых не было никогда. Наткнулся тут на такое понятие, как постправда. «Это информационный поток, который намеренно конструируется в современном обществе с помощью СМИ для создания виртуальной, отличной от действительности реальности с целью манипулирования общественным сознанием». А?! Вкладку с определением не закрываю в браузере, иногда заглядываю. «Обстоятельства, при которых объективные факты являются менее значимыми при формировании общественного мнения, чем обращения к эмоциям и личным убеждениям».
Фёдор, в ход пошли теории заговоров?
— Про них чуть дальше там говорится. «Определяющей чертой политики постправды является то, что участники кампании продолжают повторять свои тезисы, даже если те получили опровержение в СМИ или через независимых экспертов. Это происходит из-за того, что раздробленность источников новостей создаёт ситуацию, в которой ложь, сплетни и слухи распространяются с необычайной скоростью. Ложь, которую распространяют политики или их сторонники в интернете через сеть пользователей, может очень быстро подменять правду». И вот ещё: «Для достижения максимального эффекта от политики постправды используется также конспирология. Согласно мнению Микаэля Дикона, парламентского представителя в The Daily Telegraph, интернет и социальные сети сделали распространение теорий заговора максимально эффективным и быстрым. Поэтому теории заговоров парадоксальным образом не только вызывают гнев у людей, но и успокаивают, заявляя, что наши проблемы не наша вина, а во всем виноваты истеблишмент, масс-медиа, новый мировой порядок и сионисты.
Сегодня можно выделить два типа постправды. В первом случае политики говорят одно, а делают противоположное. Второй вариант — просто игнорировать доказательства. Манипулирование эмоциями обладает сильным влиянием на людей, эмоции могут перекрыть факты. Именно поэтому современные политики любят использовать в своих выступлениях слова «позитивный» и «негативный», так как они позволяют легко уклониться от критики. Соответственно, в 2016 году «политик, который врёт, скорее будет восприниматься как тот, кто ведёт позитивную политику, в то время как оппонент, который разоблачает ложь, «занимается личными нападками».
В некотором смысле мы с вами сейчас заглянули в современный телевизор и другие территории общественно-политической информации.
— Да. И это реальность, которой в действительности не было ещё какое-то время назад. Просто не было возможностей распространять новости и информацию на нынешних скоростях. Это страшные вещи, на самом деле. Вот это меня впечатляет. Было такое интервью Джона Леннона, который как-то сказал, что не понимает, кто нами правит. «Нами правят какие-то психи. Я бы хотел понять, чем они руководствуются при принятии решений», — сказал Джон. Теперь понятно, чем они руководствуются, в статье «Постправда» всё написано — методологиями, основанными на лжи.
Большое видится на расстоянии. Уехав из страны, вы поняли для себя, по каким механизмам живет Россия, какими методологиями пользуется?
— Да, однозначно. Когда ты смотришь изнутри и плюс к этому ещё и сам являешься частью этого, то невозможно дать объективную оценку. Даже по-настоящему и сравнить то не с чем. Я очень жалею, что у меня не было такого опыта раньше. Пожить в другой стране не просто туристом или в гостях, а нюхнуть местного пороха — это очень полезно. Для меня все эти механизмы современного российского общества, включающего в себя огромную орду пропагандистов, которые умеют тебя разрезать на куски в своих эфирах и прокрутить в мясорубке, сейчас ясны как день.
Долгое время, пока я жил в России, я был очень наивным и верил в людей, в смысл, в возможность торжества правды. Изменения почувствовал где-то в 2009 году, когда я стал героем пропагандистского фильма. Я был шокирован этим, но я ещё не понимал, насколько всё это серьёзно. В 2014 году просто иначе запахло в воздухе. Я ни за чем не следил специально. Я не был в курсе политических событий. Я даже не понимал, что там на самом деле произошло с Крымом. Но я почувствовал, как воздух изменился. Вдруг раз — и во многих общественных местах появились проверки, как в аэропорту, например при проходе к электричке, стало больше всяких охранников, людей в форме, повеяло каким-то концлагерем. В 2017 году я потерял последние надежды и понял, что не смогу и не хочу быть больше частью этого.
Умные люди говорят, что без трусов сегодня никак. Кинорежиссёр Виталий Манский попробовал во вторник сфотографироваться с трусами в руках на Лубянской площади…
— Реакция и действия силовиков выглядят как признание. Будь это всё ерундой, так если стоит себе сумасшедший с трусами, пусть себе стоит! Чего такого-то? Но сразу — реакция. На воре и шапка горит, как говорится…
Ну, уж раз про это заговорили, то для меня вообще лучшее доказательство причастности российского руководства к делу об отравлении — это его реакция. Как говорится, лучше дискредитировать, чем они сами себя дискредитируют, никто бы не смог.
Вы ни разу не пожалели за эти годы, что уехали из России?
— Разумеется, многие вещи, которые для меня были возможны и доступны в России, в США для меня стали невозможными и недоступными. Например, доступ к большой аудитории, большие концерты, сама деятельность рок-группы в том масштабе и объёме, который был в России. Вот это всё пришлось оставить. Здесь это совсем не те масштабы и объёмы… Но есть и другие трудности. В Петербурге я жил в своей квартире, платил квартплату, а здесь я живу в аренде, и эта аренда страшно дорогая. Но при всём при этом я не жалею. Я человек эмоциональный, впечатлительный. У меня уже просто нервы не те. В России я бы просто в итоге раскрутился на какую-то глупость… Потому что невозможно не реагировать. А здесь мне стало спокойнее. Здесь непросто выживать экономически, но здесь я чувствую себя в безопасности.
Как обсуждают наши люди в Нью-Йорке смену президента? Последний месяц пошёл у товарища Трампа.
— Есть очень много людей, которые очень недовольны Трампом. Есть люди, которые обнадёжены возможными переменами в связи с новой администрацией.
Даже наши?
— Наши нашим рознь. Я в основном связан с музыкальными людьми, это своего рода богема. А так здесь достаточно тех, кто любит смотреть российское телевидение. Попадаются порой такие, что создаётся ощущение они вообще не понимают, где живут и что за реальность вокруг, что в США есть другие законы и другие принципы (улыбается). Это действительно загадочное явление.
Вроде вакцина появилась. Есть вера, что 2021 год будет поприятнее?
— Очень трудно сказать, насколько эффективной окажется эта вакцина и насколько быстро поменяется ситуация. Есть надежды, правда непонятно на чём основанные, что к лету какое-то облегчение будет. Посмотрим… Но очевидно, что для Америки эта проблема стоит в очень высоком приоритете, и бороться с этим будут и дальше серьёзно.
Возвращаясь всё же к музыке. Ваш последний CD «Последний из могикан» есть на платформе Bandcamp. Это ваш первый полноценный компакт-диск, который вы сами сделали уже в США?
— Да, если не считать CDR «Emigrant Song» 2018 года. «Последний из могикан» надо было напечатать физически для тех же концертов. Концерты — это главная возможность продавать диски. Всё складывалось хорошо. Хороший материал, хорошая картинка. Но случилась пандемия… Летом встал вопрос, печатать или нет… Пандемия не закончилась. Были предложения, но ни организаторам, ни мне не было понятно, едем мы куда-то выступать или не едем? Как будет дальше складываться? Всё-таки решился напечатать. Потихоньку продаю на eBay в качестве сувениров (улыбается).
Я знаю, сколько стоит сделать тираж CD в Петербурге, но не знаю про США. Очевидно, дороже?
— Дороже. Но здесь всё автоматизировано. Я делаю макет дизайна, мастер-диск, загружаю на сайт завода, где создаю проект этого диска, включая все опции, которые я хочу, есть с буклетом, без буклета и т.п. Сразу считается цена. Выбираешь опции доставки и получаешь это на дом через какое-то время. Всё просто. Спускаешься в холл, и коробки с дисками уже ждут тебя (смеётся).
Мне показалось, или весенний онлайн-концерт «Обноление» сольно с аккордеоном собрал больше и зрителей, и прибыли, чем шоу с музыкантами спустя несколько месяцев?
— Тот апрельский концерт был самым успешным, да. Очень обнадёживал. Оказалось, что можно это делать. Появилось желание сделать что-то более интересное. Это вылилось в следующий онлайн-концерт «Русский рок по-американски» с замечательными американскими джазовыми музыкантами. И тогда в США всё ещё был карантин. Но в России в конце июня перед голосованием за обнуление карантин отменили, все уехали на дачу. Только потом я сообразил, что июнь не лучший месяц. Концерт был очень интересный, но отклик был меньше…
Евгений Хавтан из «Браво» считает, что это вообще разовая история. Она не работает дважды.
— Абсолютно согласен. Мы сделали осенний концерт на той же площадке. Работают те же люди. Да, разные составы музыкантов, но эффект дежавю силён. Эта тема себя исчерпывает. Если артист готовит какую-нибудь свою программу, записывает альбом, едет в тур, то он клонирует своё шоу. Он играет его в одном городе, в другом и так далее. Одну работу он выполняет множество раз. И это оправдывает все предварительные вложения. В случае с онлайнами такой концерт может быть максимум один в сезон. Территория YouTube — весь мир. Концерт в сезон — этого очень мало для поддержания полноценной жизнедеятельности рок-группы.
Зарабатывать на печатании виниловых пластинок не вариант? Мне кажется, что их активнее покупают. Тем более у вас не так много издано в этом вечном формате.
— Опять-таки если бы я находился в концертном режиме, был бы полный жизненный цикл рок-группы, то в России винилы бы делались чётко. Есть и компании, которые заинтересованы делать винил с моими записями в России. Но сейчас нет публичных мероприятий и, соответственно, нет возможности распространять свою продукцию. Виниловые диски — всё-таки элемент роскоши, по крайней мере для меня. Если тот же издатель моих некоторых альбомов «Отделение «Выход» основные продажи делает именно на концертах, то в режиме ограничения концертов и им не до новых пластинок. Но, насколько я знаю, в России в 2020 году музыкальная жизнь вот так полностью как здесь не останавливалась совсем. Правда, сейчас и у вас непонятное что-то с концертами.
Подполье снова в моде.
— (Смеётся.) «There's a world going on underground» (песня Tom Waits — Прим. «НП»)!
«Назад в подвалы 2.0». В этой реальности остаётся место для мечты?
— Если говорить о надеждах, то я, как хорошо известно, давно основываю свои надежды на библейской вести, которая говорит, что всё, что происходит сегодня, вскоре закончится тем, что на Земле будет установлено царство Бога, а человеческому правлению будет положен конец. И поэтому я чрезмерно не переживаю за то, что происходит сейчас и будет происходить дальше. Хотя на самом деле я, конечно же, переживаю, куда от этого деться? Но я понимаю, что происходит всё то, о чём было написано ранее. Да, это тяжело, неприятно, и вообще непонятно, сколько ещё жить в таком режиме. Но я понимаю, что в конце всё придёт именно к этому. Поэтому мои мечты связаны с этим. Очень жаль на самом деле и людей, и всё что происходит… Радоваться тут совершенно нечему. Но опять-таки для меня лично то, что происходит, — чётко прописанный в священном писании сценарий. Он отрабатывается во всех деталях. Идёт всё к развязке, которая там тоже указана.
Россия в этом движении на каких ролях, с вашей точки зрения?
— По этому сценарию движется весь мир, и это движение к концу.
Как быть тем, кто молод и хотел бы иного исхода? Вы были молодым в прошлый раз, когда всё катилось в пропасть, 35 лет назад. Есть формула сохранения себя?
— Очень непростой вопрос… Жизнь не спрашивает нас, какого бы исхода нам хотелось. Например, мне не хочется стареть, я не хочу, чтобы мои родные и друзья болели. Ну и что? Я могу только познавать и постигать реальность. Жизнь дана, чтобы познать Создателя. Впрочем, можно надеяться, что «мир прогнётся под нас», но что мы видим? Всё выходит наоборот — коронавирус прогнул мир. Вспоминая лично себя в те годы, я могу сказать, что у меня было состояние, когда вся жизнь была перечёркнута в самом её начале. И это были и объективные, и субъективные обстоятельства. Но субъективные были в контексте объективных. Я уже принадлежал к поколению, у которого будущего нет. И все эти песни, сильно любимые до сих пор народом, как тот же «Блуждающий биоробот», чётко вот это всё и описывают. Это состояние… Некомфортное состояние на самом деле…
То есть те песни были своеобразной защитой от некомфортного состояния, когда нет будущего?
— Я бы так не сказал… Скорее это была трансляция этого состояния. Даже если это казалось мне защитой, на самом деле это было не так. Это ничего не меняет же. В действительности сейчас в мире есть очень много проблем реальных, которые мы можем в текущий момент не осознавать. Экологические проблемы, и понятно, что ресурсы этого мира исчерпаемы, какие-то — уже. И для решения этих мировых проблем нужно нечто большее, чем то, что мир может предложить сегодня. Если взять ситуацию с ядерным вооружением. Сколько его накоплено! И оно где-то лежит. Как то ружье на стене в театре, которое стреляет в последнем акте… Куда это всё девать? Утилизировать? При нынешнем положении дел и подходов это навряд ли возможно. И что должно случиться, чтобы избавить человечество от риска самоуничтожения? Нет тут решений никаких.
Возвращаясь к вопросу сохранения себя юным, ответ — исключено? Не в природе человека копить мудрость поколений и учитывать ошибки старших?
— Да. И ты сказал почти словами из Библии. «Не в воле человека путь его. И не волен идущий направлять свои шаги». Увы, но это так. Кажется, последние годы прошли под лозунгом «история ничему не учит».
Вы упоминали Леннона, который не дожил до ответов на многие вопросы. А вот сэр Пол дожил. Оценили его долгожданный сольник?
— McCartney III? Ещё не послушал. Но меня обломала его прежняя пластинка, совсем не интересной показалась. Может, я чего-то не понял, конечно… Может, он теперь собрался с силами и взял реванш?
Примерно о том же написал Гребенщиков. «Новое произведение самого популярного автора песен XX века должно что-то значить?» — задался риторическим вопросом БГ.
— Когда любишь, надеешься, что, может быть, что-то ещё будет хорошее. Я тоже проверяю постоянно на обновления то, что люблю сам. А вдруг уже есть? А вдруг опять будет здорово?
У вас какой рецепт переключиться, когда уже достигнут предел? Олег Нестеров рассказал, что спасается «хорошей музыкой и сухим вином».
— Комплект хороший.
СПРАВКА «НОВОГО ПРОСПЕКТА»:
Фёдор Чистяков, 52 года. Родился в 1967 году в Ленинграде. С 8 лет играл на баяне. Сначала в кружке при школе, затем в музыкальной школе им. Римского-Корсакова. В 6 классе увлёкся современной музыкой, стал играть на гитаре.
В 1985 году появилась первая группа будущих участников группы «Ноль» — Scrap, после чего музыканты стали посещать кружок звукозаписи в Доме юного техника, которым руководил Андрей Тропилло — человек, который под прикрытием кружка записывал альбомы «Алисы», «Зоопарка», «Аквариума» и многих других известных и неизвестных коллективов. Именно Тропилло записал первый альбом «Ноля» — «Музыка драчёвых напильников», который изначально был подписан группой «Нулевая группа» по строчке из песни «Инвалид нулевой группы». Идея использовать Чистяковым баян была подсказана Тропилло.
Первые же концерты «Ноля» в 1986 году принесли им известность в Ленинграде. С 1987 года группа активно гастролировала, с 1989 года в том числе и за границей. В это время вышли альбомы «Северное буги» и «Сказки». 1991 год — пик популярности группы «Ноль», когда вышел альбом «Песня о безответной любви к Родине», в который вошли нестареющие хиты «Ехали по улице трамваи», «Улица Ленина», «Иду, курю», «Человек и кошка» и другие. В 1992 году записывается альбом «Полундра». Кинорежиссёр Бахыт Килибаев снимает клип «Иду, курю», и фильм «Гонгофер» с музыкой «Ноля».
В 1992 году Чистяков попал в СИЗО «Кресты» после нападения на свою подругу. После года в изоляторе музыкант проводит еще год в Психиатрической больнице имени Скворцова-Степанова. В 1994 Чистяков выходит на свободу. В 1995 году становится свидетелем Иеговы (с 2017 года свидетели Иеговы в РФ признаны запрещённой и экстремистской организацией деятельность которой запрещена. — Прим. «НП»).
Во второй половине 90-х музыкант возвращается на сцену. Попытка реюниона «Ноля» заканчивается неудачей после нескольких концертов. Первые сольные записи являются, по сути, наборами инструментальных сочинений других авторов.
С тех пор выпущено 14 альбомов. Чистяков долгие годы отказывался петь старые песни, но постепенно в его репертуаре стали появляться переосмысленные песни «Ноля». К 30-летию группы в 2016 году вышел альбом современных версий песен легендарной группы. В 2017 году после запрещения свидетелей Иеговы уехал с супругой жить в Нью-Йорк. Уже в США вышел сингл под вывеской «Ноль» — «Время жить». В 2018 году вышел остросоциальный альбом музыканта «Нежелательная песня».
Николай Нелюбин, специально для «Нового проспекта»
опубликовано на сайте newprospect.ru
https://newprospect.ru/news/new-dk/fedor-chistyakov-my-vse-popali-v-kakoy-to-ne-tot-god-/