Хедлайнеры сто пятьдесят первого выпуска программы "Музыка на Свободе"? – исполнители из бывшего СССР, живущие и выступающие вне пределов своих родных границ. Это певцы и группы из России, Украины и Беларуси. Рок-критик Артемий Троицкий считает так называемый отечественный рок в целом неконвертируемым на мировом музыкальном рынке, но это не лишает эмигрантов и изгнанников обаятельной самобытности.
Русская классическая музыкальная выучка во всём мире котируется очень высоко. За рубежом живут, работают и процветают сотни, если не тысячи или десятки тысяч выходцев из бывшего СССР и Российской Федерации – оперные певцы и певицы, пианисты, скрипачи, виолончелисты, дирижёры. Подозреваю, что их количество будет неуклонно сокращаться, поскольку лучшие преподаватели консерваторий тоже эмигрировали, но на наш век хватит!
А вот с музыкантами популярных жанров дело обстоит не так хорошо. Хотя их очень много, и в Европе, и в Америке, и даже в Австралии, но успешную профессиональную карьеру удалось сделать единицам. Кроме американки и бывшей москвички Регины Спектор и украинцев Gogol Bordello под управлением бывшего киевлянина Евгения Хуца (проживает то в США, то в Бразилии) никто на ум не приходит. Анализировать причины этого перманентного фиаско интересно, но слишком долго, поэтому я займусь более полезным и благодарным делом: познакомлю вас с несколькими очень разными, но безусловно симпатичными артистами, постоянно живущими и творящими в "свободном мире".
Для Фёдора Чистякова слово "свобода" имеет не только символический смысл. Лидер популярнейшей в конце 1980-х и начале 1990-х годов ленинградской рок-группы "Ноль" не только написал знаменитые песни "Человек и кошка" и "Настоящий индеец", но и заметно обогатил отечественный рок-н-ролл, заменив банальную гитару на обаятельную гармонь. К сожалению, в один не прекрасный день, году в 1993-м, кажется, жизнь его дала сильный крен и едва не закончилась. Оказавшись на воле, Фёдор не без труда возобновил музыкальную жизнь и стал сторонником Свидетелей Иеговы, в нынешней России запрещённых. В 2017 году Чистяков перебрался в Нью-Йорк. Новейший альбом музыканта, "Нежелательная песня" – это записи, сделанные по обе стороны Атлантики с 2011 по 2018 год. По содержанию, так же как и предыдущий диск, "Без дураков", – стопроцентная политическая и социальная сатира.
Ксения Островская живёт в Вене, где она начала выступать в 2009 году. Группу Princesse Angine (название навеяно комиксами французского мастера чёрного юмора Ролана Топора) она собрала в 2014-м; вскоре вышел и дебютный альбом "Терапевтический рок". Я бы не сказал, что это рок – скорее, поэтичный камерный инди-поп с обилием струнных инструментов и общим мечтательно-меланхоличным настроением. "Принцесса Ангина" часто выступает в России, и диски её выходят на питерском лейбле Bomba. Недавно вышел второй альбом, "Красные танцы". Если Чистяков, конечно же, артист сугубо для "диаспоры" (в России его творчество рискованно, а коренные американцы не поймут), то Островская, как мне кажется, вполне может приглянуться изысканной европейской клубной аудитории.
О группе Mad Meg я знаю немного: они базируются в Нью-Йорке, фронтмена зовут Илья Попенко. Коллектив, я так понимаю, интернациональный, и стиль свой они называют punk chanson noir. Ролевая модель Mad Meg – несомненно, Gogol Bordello. Разнузданная пляска, подпоясанная угарной музычкой, от панка до блатняка. На дебютном альбоме Puberty tales (2016) всё песни на английском с нарочитым акцентом, на более позднем ЕР "Куклачёв" – на русском. Таких буйных славянских групп довольно много в Западной Европе, и я от них подустал... Но Mad Meg, как мне показалось, посвежее и позанятнее.
С дуэтом Ambassador 21 жизнь меня сводила дважды: сначала в их родной Беларуси лет 15 назад, а затем, совсем недавно, в Праге, где Алексей Протасов и Наталья 21 теперь проживают. Группе уже около двух десятков лет, выпустили они за это время примерно столько же альбомов, но ни толики своей экстремальности не утратили. Их последний релиз, "Ярость человеческая" – бескомпромиссный industrial/noise/metal со свирепыми англоязычными текстами. Песня с правильным названием "Империя должна пасть" – типичный образец.
Ещё одна группа с белорусскими корнями – на сей раз, из Англии. Называется Sasha Ilyukevich & The Highly Skilled Migrants. Название ироничное, да и песни Саши Илюкевича не чужды юмора и самоиронии – взять хотя бы "Визу". Политическая повестка тоже присутствует, но не настолько открыто, как у Фёдора Чистякова или Ambassador 21. Музыкальный стиль – "высококвалифицированный" поп-мейнстрим, от фолка до альт-рока; состав интернациональный. На постсоветском пространстве группа не гастролирует, хотя поёт по-русски, существует уже около десяти лет и выпустила несколько альбомов и массу синглов. В родном Лондоне Sasha Ilyukevich выступает регулярно (в частности, на мероприятиях симпатичного клуба Dash в Ист-Энде) и неоднократно звучала в программах ВВС. Скоро у "Саши и мигрантов" выйдет четвёртый альбом.
Плей-лист программы "Музыка на Свободе" (выпуск 148):
1. Miraculous Mule (UK). Wayfaring Stranger, LP Blues Uzi
2. Miraculous Mule (UK). I "The Fear" LP Two Tonne Testimony
3. Niyaz (Canada/Iran). Del, LP The Best od Niyaz
4. Frankie & The Witch Fingers (USA). Pleasure, LP Zam
5. Фёдор Чистяков (USA/Россия). Убрать свидетелей, LP Нежелательная песня
6. Princesse Angine (Austria/Россия). Голос, LP Красные танцы
7. Mad Meg (USA/Россия). Moscow song, LP Puberty Tales
8. Ambassador 21 (Czech Republic/Беларусь). Empire Must Fall, LP Human Rage
9. Sasha Ilyukevich & The Highly Skilled Migrants (UK/Беларусь). Виза, LP Minsk
10. MacGillivray (UK). Murdered Mermaid Song, LP Watermarked in Flame
11. Joy As A Toy (Belgium). Action Love, LP Mourning Mountains
12. Aquarian Blood (USA). Funeral Moon, LP Last Night in Paradise
Артемий Троицкий
опубликовано на сайте svoboda.org
https://www.svoboda.org/a/30479298.html